XLIII Международная филологическая научная конференция

Учебные пособия по русскому языку во франции конца XIX – начала XX в. (из истории преподавания)

Надежда Иннокентьевна Кряжева (Кузьмина)
Докладчик
доцент
Университет им. Блеза Паскаля

25
2014-03-15
15:35 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

The report is devoted to an analysis of French textbooks (Ch.PH.Reiff and L.Leger,1878; V. Jaclard,1897; P.Boyer and N.Speranski,1905), on the initial period of Russian language teaching at middle and superior schools.The author describes different points of view of scientists and sets up links to the original concept of foreign languages teaching, which was established at that period in Russia.



Тезисы

Русский язык проникает в систему среднего и высшего образования  к концу XIX в. С открытием славянских кафедр в Коллеж де Франс, Высшей школе восточных языков и с введением уроков русского языка в нескольких парижских лицеях. Это происходит в атмосфере «русофильства» - сближения с Россией после поражения во франко-прусской войне 1870 года и с заключением франко-российского альянса в 1892 году.
Вместе с тем, место и статус русского языка в системе образования остаются весьма  неопределенными. Относясь к новейшим языкам, изучение которых во Франции данного периода сводилось к утилитарным целям, игнорирующим их общеобразовательный и культурный потенциал, русский язык был малопривлекательным, его изучение не вело к диплому бакалавра и не давало профессионального выхода.
В то же время, его репутация как языка трудного, обусловила его включение лишь в программы лучших классических лицеев и высшей школы в качестве элемента элитарного образования. В указанных условиях  вопрос об учебных пособиях  приобретал особую важность, от него  зависело будущее этого языка во французской школе.
Анализируемые учебные пособия первых русистов - талантливых ученых и педагогов Ш.-Ф. Рейфа и Л.Леже (1878), В.Жаклара (1897), П.Буайе и Н. Сперанского (1905), созданные под влиянием концепции преподавания иностранных языков, разработанной в России, и «примиряющей» классические и новые языки, обеспечили русскому языку укрепление позиций и обретение им в системе образования официального статуса.
Источники
Boyer P. Et Spéranski N. Manuel pour l'étude de la langue russe.P.,1905. Jaclard V.  Méthode nouvelle comparative et graduée pour l'étude de la langue russe. – P., 1897. Reiff Ch. Ph. Grammaire russe... Par Ch.Ph.Reiff. Revue.. Par Louis Léger. 4eéd.  P., 1878.