«Память жанра» в «Тиранте Белом» и «Дон Кихоте»
Ольга Альбертовна Светлакова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-13
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В
сообщении рассматривается как непрерывность жанровой традиции, так и
революционные сломы жизни средневековых жанров в «Тиранте Белом»,
каталонской кабальереске XV века, созданной Мартурелем и Гальбой, а также – на
следующем этапе – в «Дон Кихоте» Сервантеса.
Тезисы
1.«Тирант Белый» Мартуреля и Гальбы,
выдающийся памятник литературы, написанный в ХV веке на каталанском языке,
имеет гигантскую традицию осмысления, начиная с сервантесовского отзыва о нём в
шестой главе «Дон Кихота». Долгое время «Тирант» интересовал литературоведение
как произведение с необыкновенно богатым набором разнообразно используемых
источников – от «Фарсалии» Лукана и «1001 ночи» до каталонского петраркиста
Берната Метже, современника авторов, не говоря уже о непосредственном вхождении
текста в традицию кабальерески. Интерес к литературной, жанровой сущности
«Тиранта» относительно нов, но представлен крупнейшими именами, такими как Х. Б.
Авалье-Арсе, Дамасо Алонсо, М. Варгас Льоса, Дж. Грилли, Эдвин Райли и Марти де
Рикер.
2.Тирант Белый рассматривается как
интересный слом жанра, поразительно гармонизирующий агиографическое,
историографическое, биографическое начало с драматическим началом; как крупная
веха в становлении новой европейской прозы, один из самых любопытных этапов
ренессансной жанровой эволюции, в конце концов породившей роман нового типа,
жанр по сей день живой («Дон Кихот»).
3. Особо важна для «Тиранта» и «Дон Кихота» непрерывность жанровой традиции
кабальерески, которую так интересно освещали Г.-Р. Яусс, Дэвид Эйзенберг и,
по-русски, А. Д. Михайлов. Единственное, от чего отказывается прозаическая
кабальереска – это поэтика старого стихотворного рыцарского романа. Большинство
исследователей отмечают отсутствие непосредственных контактов прозаического
рыцарского романа с современным ему романом в стихах.
4. Потеряв цельность поэтики и прелесть поэзии,
поздний прозаический рыцарский роман, конечно, породил в погоне за
занимательностью немало художественных монстров, но он же приобрел ценой
больших потерь возможность по-новому реализовать познавательную и
гедонистическую функцию литературы, а именно, апеллируя к индивидуальному опыту
человека – опираясь на опыт куртуазной литературы, но гораздо более
сознательно, чем она.