Логико-семантические и прагматические компоненты в заголовках новостного текста (на материале немецкого языка)
Тамара Николаевна Александрова
Докладчик
доцент
Вологодский государственный университет
Вологодский государственный университет
182
2014-03-13
11:50 -
12:15
Ключевые слова, аннотация
Газетный заголовок рассматривается как компонент текста
и в то же время как автономный элемент, выполняющий номинативную, информативную
и прагматическую функции. Заголовки текстов немецкой газеты Frankfurter
Allgemeine Zeitung представляются в ракурсе линейных структур, открытых прямому
наблюдению, и глубинных структур, специфика которых раскрывается путем взаимодействия
когнитивных систем человека и семиотической сущности знака.
Тезисы
Газетный заголовок рассматривается как компонент текста и в то же время как автономный элемент, выполняющий номинативную, информативную и прагматическую функции. Заголовки текстов немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung представляются в ракурсе линейных структур, открытых прямому наблюдению, и глубинных структур, специфика которых раскрывается путем взаимодействия когнитивных систем человека и семиотической сущности знака. Для них характерна такая коммуникативно-прагматическая черта, как чередование стандартности и вариативности форм языкового выражения. В номинации компонентов ситуации участвует обобщающая и векторная лексика. Именные и глагольные структуры имеют строгую организацию благодаря порядку слов и рамочным конструкциям, способствующим выражению логических связей, существующих в мышлении человека. Релевантны структуры с прогрессивной последовательностью элементов, в которых выражаются отношения общего и частного. Структура заголовка состоит из вводной части как опоры (номинация ключевого понятия) и основной, базовой (раскрытие, пояснение понятия). Определенный прагматический потенциал вносят национально-культурные элементы семантики (символы в названиях немецких партий) и цитация: Kanzlerin und Kabinett vereidigt. „So wahr mir Gott helfe“ – jetzt regiert Schwarz-Rot.