XLIII Международная филологическая научная конференция

Психоанализ и кино. Методология, теория, практика

Михаил Дмитриевич Соболев
Докладчик
МУ Детский хоспис

кинозал
2014-03-12
17:40 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Психоанализ и кино. Методология, теория, практика. 

Тезисы

Психоанализ и кино...
  1. «Психоанализ всегда прикладной...» – говорит нам Жак Лакан. Это красивое утверждение, однако тут же он добавляет: «...и прикладывается он к клинике!», что делает подход к той практике, которая называется в России прикладным психоанализом, у лаканистов несколько ином. Мы проясним эту методологическую особенность, по дороге осветив основные понятия лакановской доктрины – Реальное, Символическое, Воображаемое, и объект маленькое а
  2. Именно использование концепта «объект а», который является основной целью анализа, позволяет лаканистам сказать многое об искусстве, и прежде всего об искусстве визуальном. Используя разработки Лакана и его Школы об объекте – взгляде мы предположим как возникли визуальные искусства и определим что такое картина. Мы не делаем принципиальной разницы между картиной живописной и картиной кинематографа, потому что и в том и в ином случае функция картины заключается в защите субъекта от взгляда. Пример – Ф. Озон. 
  3. Использование троицы регистров позволяет аналитикам лакановской Школы предложить свойственную только психоанализу модель мира, которая предстает как невозможное Реальное с наброшенной на него вуалью дискурсов, сотканных из переплетения Воображаемого и Символического. В этой перспективе весь кинематограф можно разделить на работы укрепляющие, развивающие, поддерживающие миф, и кинематограф имеющий смелость эту вуаль приподнять. Второе наиболее интересно для анализа, и  это, прежде всего, кино связанное с насилием, насилием возможным, насилием ожидаемым - в качестве примера мы возьмем «Антихриста» и «Меланхолию» Ларса фон Триерра. Здесь насилие бессмысленно, как звездное небо над головой, здесь насилие лежит по ту сторону цели и смысла - не переносимое Реальное совершает насилие над субъектом. Это насилие от которого у субъекта нет спасения. Это насилие – судьба субъекта. И мы видим свою судьбу в разрыве кадра, как видит свою судьбу субъект в черепе складывающейся анаморфозы «Послов» Гольбейна.