Эстетика воспоминания у Р. М. дель Валье-Инклана и ее воплощение в историческом романе
Лидия Сергеевна Ефаева
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-13
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются эстетические воззрения
Рамона Марии дель Валье-Инклана на процесс создания произведения искусства,
нашедшие отражение в ряде лекций, прочитанных писателем, и в трактате «Волшебная
лампа» 1916 года. Одним из важнейших понятий в эстетике Валье-Инклана является
воспоминание. Исследуется влияние идеи о роли памяти автора, включающей в себя
коллективную память народа, на теоретическую мысль о романе и на собственное
творчество Валье-Инклана, а именно, на незавершенный цикл исторических романов «Иберийский
круговорот» (1927–1932).
Тезисы
Эстетические видения Р. М. дель Валье-Инклана выкристаллизовались
в 10-е годы XX
века, найдя воплощение в трактате «Волшебная лампа» (1916). Одной из основных
его тем является проблема репрезентации художником жизни. В этом процессе главным
инструментом должна быть память творца, так как, по мысли испанского писателя,
в искусстве «ничто не является тем, что оно есть, а только таковым, каким мы
его вспоминаем», при этом творец должен отмести в предмете изображения все
эфемерное, связанное с бесконечно меняющимся временем, и представить объект в
его непреходящей, вечной ценности. Для достижения последней цели необходимо
выработать особый взгляд на реальность. Из трех возможных вариантов: снизу,
стоя на коленях, прямо, стоя на ногах, и сверху, – Валье-Инклан выбирает
последнюю позицию - творца-демиурга, обозревающего мир целиком и не
отвлекающегося на мимолетные детали. Еще одно свойство, которым должен обладать
взгляд художника, – это его надличностность, он должен воплотить в себе взгляды
многих, созерцающих объект одновременно. Такой тип творца Валье-Инклан находит
в народной литературе.
Эти эстетические
принципы Валье-Инклан применяет при создании произведений на исторические темы.
В свете бурных событий в мире и в Испании в начале XX века, писатель выдвигает
на первый план нового героя, всю нацию. Коллективная душа народа, переживающего
историческое событие, синтезируется поэтом в обобщенном персонаже, социальной
группе, призванном обновить романный жанр, который больше не отражает
индивидуальные переживания, но становится «коллективным». Вершиной подобного
типа романа Валье-Инклан называет «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Писатель должен
уподобиться народному сказителю, передающему не личное, а народное отношение к
жизненному факту, воспоминание о нем. Событиям предшествующего века посвящен
поздний романный цикл Валье-Инклана «Иберийский круговорот», о котором сам
автор говорил, что он написан «в стиле «Войны и мира».