Коммуникативное событие как форма социальной регуляции
Ольга Николаевна Дубровская
Докладчик
доцент
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
184
2014-03-13
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе уточняется понятие «коммуникативное
событие» и определяется соотношение понятий «речевое событие», «дискурсивное
событие», «ситуация-событие». Коммуникативные события рассматриваются как
гетерогенный класс, состоящий из простых и сложных речевых событий,
дискурсивная составляющая которых представляет собой реализацию речевых жанров. Через имплицитные и эксплицитные дискурсивные компоненты событие осуществляет
функцию социальной регуляции, а также функцию передачи культурных
коммуникативных моделей.
Тезисы
В теории языка
содержание понятия «коммуникативное событие» является дискуссионным. С одной
стороны, это более сложная структура, чем речевой акт. С другой стороны, не все
разграничивают понятия коммуникативная ситуация и коммуникативное событие,
поскольку их определяют сходные параметры. В результате исследователи
обращаются к термину «ситуация-событие». Вместе с тем, лингвисты оперируют
термином «дискурсивное событие» в силу доминирования речевой составляющей
коммуникативного события. Однако «дискурсивное событие» следует рассматривать
как событие, созданное дискурсом о событии.
В настоящем исследовании «коммуникативное событие» рассматривается как особая категория теории коммуникации, связанная с понятиями речевой жанр, дискурс и ритуал. Коммуникативные события представляют собой гетерогенную категорию, которая состоит из событий с разной фреймовой структурой. Коммуникативные события с многокомпонентной структурой, в которых реализуются простые и сложные речевые жанры, а также характеризующиеся ритуализованностью, относятся к сложным коммуникативным событиям. Такие события планируются, назначаются, реализуются по определенному сценарию, носят коллективный характер. Они организуют дискурсивное пространство в различных коммуникативных сферах (например, политический дискурс: выборы, встреча с избирателями и др.; юридической дискурс: судебное заседание и др.; учебный дискурс: урок, экзамен и др.) и выполняют функцию социальной регуляции, поскольку по своей структуре сходны с ритуалами.
В каждой лингвокультуре актуализируются различные типы коммуникативных событий, при этом их фреймовая структура известна носителям данной культуры. Характер события определяется по дискурсивному наполнению события, событийным метадискурсам, имплицитным и эксплицитным дискурсивным компонентам. Коммуникативное событие является формой передачи культурного опыта и реализует социокультурную идентичность в коммуникации.
В настоящем исследовании «коммуникативное событие» рассматривается как особая категория теории коммуникации, связанная с понятиями речевой жанр, дискурс и ритуал. Коммуникативные события представляют собой гетерогенную категорию, которая состоит из событий с разной фреймовой структурой. Коммуникативные события с многокомпонентной структурой, в которых реализуются простые и сложные речевые жанры, а также характеризующиеся ритуализованностью, относятся к сложным коммуникативным событиям. Такие события планируются, назначаются, реализуются по определенному сценарию, носят коллективный характер. Они организуют дискурсивное пространство в различных коммуникативных сферах (например, политический дискурс: выборы, встреча с избирателями и др.; юридической дискурс: судебное заседание и др.; учебный дискурс: урок, экзамен и др.) и выполняют функцию социальной регуляции, поскольку по своей структуре сходны с ритуалами.
В каждой лингвокультуре актуализируются различные типы коммуникативных событий, при этом их фреймовая структура известна носителям данной культуры. Характер события определяется по дискурсивному наполнению события, событийным метадискурсам, имплицитным и эксплицитным дискурсивным компонентам. Коммуникативное событие является формой передачи культурного опыта и реализует социокультурную идентичность в коммуникации.