Природа – человек – цивилизация в ранней лирике Михаила Зенкевича
Полина Анатольевна Чеснялис
Докладчик
аспирант
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный педагогический университет
188
2014-03-11
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В
статье на материале ранней лирики М.
Зенкевича исследуется проблема, поставленная в акмеистической теории, – «приятие
мира». Природа и культура для представителей акмеистической школы являются
равноценными источниками вдохновения. На практике это приводит к возникновению текстов, в которых родство и соперничество природы и человека выходит на первый план.
Предполагаемые выводы позволят расширить представление о межсубъектных и субъект-объектных взаимосвязях в ранней лирике М. Зенкевича.
Предполагаемые выводы позволят расширить представление о межсубъектных и субъект-объектных взаимосвязях в ранней лирике М. Зенкевича.
Тезисы
Михаил Зенкевич уже в первой своей книге «Дикая порфира» проявляет интерес к
природным феноменам, в число которых входит человек. При этом человек оценивается
двояко: он ущербное творение природы, её «тощий отпрыск» и он же – её полноправный
наследник.
Лирический субъект М. Зенкевича осознаёт своё родство с вечной живой материей, но при этом постоянно вынужден его доказывать. Среди стратегий, к которым он прибегает, отчётливо выделяются те, что нацелены на поиск со-природного в человеке.
Сила, агрессивность и способность к творчеству – важнейшие качества, полученные от самой природы. Но их наличие приводит к соперничеству человека с породившим его абсолютом.
В связи с вышесказанным, интересным представляется рассмотрение цивилизации, как «сугубо человеческого» творения. Полное противопоставление природы и цивилизации ставится под вопрос.
Лирический субъект М. Зенкевича осознаёт своё родство с вечной живой материей, но при этом постоянно вынужден его доказывать. Среди стратегий, к которым он прибегает, отчётливо выделяются те, что нацелены на поиск со-природного в человеке.
Сила, агрессивность и способность к творчеству – важнейшие качества, полученные от самой природы. Но их наличие приводит к соперничеству человека с породившим его абсолютом.
В связи с вышесказанным, интересным представляется рассмотрение цивилизации, как «сугубо человеческого» творения. Полное противопоставление природы и цивилизации ставится под вопрос.