XLIII Международная филологическая научная конференция

Языковые тенденции современного студенческого социолекта в виртуальном дискурсе (на примере общения в социальной сети)

Мария Сергеевна Гончар
Докладчик
аспирант
Псковский государственный университет

25
2014-03-13
18:05 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Аннотация доклада Тезисы посвящены проблематике современного студенческого социолекта, описывают наблюдаемые в настоящий момент языковые тенденции при общении в социальной сети. 

Тезисы

Развитие интернет-коммуникации привело к появлению виртуального дискурса (далее – ВД). Новые условия речепорождения влияют, прежде всего, на речь представителей молодежной среды, поскольку именно они наиболее активно используют виртуальную среду в повседневном общении. Для студенческого социолекта в ВД характерны повторы, незаконченные синтаксические конструкции, самоперебивы, конструкции с именительным темы, междометия, обсценная лексика, эвфемизмы. Социальная сеть дает равные возможности общения, это объясняет частотное обращение на ты к незнакомым людям; фиксируются грамматические, стилистические, пунктуационные ошибки, стяжения (все прекрасны, кроме мя), сокращения или недописанные слова (ты будешь во вт? Пасиб. Вот, кст, та же проблема. Инфа вместо информация). Ошибки в большинстве случаев связаны с уровнем грамотности, сокращения же делаются осознанно в целях экономии времени. Экспрессия достигается умножением гласных (Сестрёнка огооооооооонь! Много работы и подааарки!), графически – путем выделения значимых слов заглавными буквами, умножением восклицательных и вопросительных знаков, использованием специальных эмотивных знаков – смайлов. Характерной чертой оценочности речи молодежи в интернете можно считать словотворчество (чудесатый новый год; шикарнитет). Довольно частотны иностранные заимствования (в основном англицизмы), написанные кириллицей (диар френдз, оукей и пр.), диминутивы, подражание детской или неправильной речи (фафкучилась вместо соскучилась; низя вместо нельзя). Наблюдаемые тенденции могут послужить базой исследований речевого и психологического портрета современного носителя языка.