Использование вопросительных предложений в философской литературе (на примере трудов Эриха Фромма)
Марина Викторовна Коваленко
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет Белгородский государственный университет
Национальный исследовательский университет Белгородский государственный университет
182
2014-03-14
11:00 -
11:25
Ключевые слова, аннотация
The article
concerns the problem of question usage in philosophical literature.
Consideration is given to question types met in Erich Fromm’s works. It has
been found that Erich Fromm uses questions answered by himself, quasi-rhetorical questions and
questions on behalf of anonymous author.
Тезисы
Проблема использования в текстах вопросительных
предложений актуальна в лингвистике, т.к. не всегда можно четко
разграничить функциональные типы подобных предложений. Рассмотрим данную
проблему на примере философских трудов Эриха Фромма, посвященных «бегству»
человека и государства «от свободы»: Escape from Freedom, за
пределами Северной Америки известного под названием The Fear of Freedom, и The Sane Society. В названных трудах мы
обнаружили следующие разновидности вопросительных предложений:
1. Вопросы, получающие ответ в процессе авторского рассуждения.
1.1 Стоящие в заголовке и задающие проблему, которой посвящена глава:
· Are we sane?
1.2 Служащие для связи высказываний внутри текста:
· But what has happened?
Такие предложения являются собственно-вопросительными, хотя ответы на них даются автором, что делает их формально сходными с несобственно-риторическими вопросами.
2. Квазириторические вопросы, обращенные к читателю:
· Is it surprising, then, to find a deep craving in man not to sever the natural ties, to fight against being torn away from nature, from mother, blood and soil?
Тот факт, что квазириторические вопросы предполагают ответ, не позволяет отнести их к несобственно-вопросительным предложениям.
3. Вопросы, представленные от лица анонимного собирательного автора и стоящие в форме прямой речи. По мнению Эриха Фромма, человечество задается данными вопросами на рассматриваемом этапе развития:
· When the feudal system broke down, this sense of identity was shaken and the acute question “Who I am?” arose – or more precisely, “How do I know that I am I?”
Приведенные в форме прямой речи высказывания являются собственно-вопросительными, хотя в данном контексте они не требуют ответа.
Следовательно, использование различных типов вопросительных предложений в философской литературе и их разграничение являются проблемой.
1. Вопросы, получающие ответ в процессе авторского рассуждения.
1.1 Стоящие в заголовке и задающие проблему, которой посвящена глава:
· Are we sane?
1.2 Служащие для связи высказываний внутри текста:
· But what has happened?
Такие предложения являются собственно-вопросительными, хотя ответы на них даются автором, что делает их формально сходными с несобственно-риторическими вопросами.
2. Квазириторические вопросы, обращенные к читателю:
· Is it surprising, then, to find a deep craving in man not to sever the natural ties, to fight against being torn away from nature, from mother, blood and soil?
Тот факт, что квазириторические вопросы предполагают ответ, не позволяет отнести их к несобственно-вопросительным предложениям.
3. Вопросы, представленные от лица анонимного собирательного автора и стоящие в форме прямой речи. По мнению Эриха Фромма, человечество задается данными вопросами на рассматриваемом этапе развития:
· When the feudal system broke down, this sense of identity was shaken and the acute question “Who I am?” arose – or more precisely, “How do I know that I am I?”
Приведенные в форме прямой речи высказывания являются собственно-вопросительными, хотя в данном контексте они не требуют ответа.
Следовательно, использование различных типов вопросительных предложений в философской литературе и их разграничение являются проблемой.