Пасторальная модальность в рассказе С. Д. Кржижановского «Состязание певцов»
Татьяна Анатольевна Шестакова
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ
Академическая гимназия СПбГУ
15-п
2014-03-13
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Pastoral Modality in S. D. Krzhizhanovsky’s “The Singers
Conquest”
The report establishes the connection of S. D. Krzhizhanovsky’s “The Singers Conquest” with pastoral tradition and discovers the role of pastoral chronotope in the story’s problematics.
The report establishes the connection of S. D. Krzhizhanovsky’s “The Singers Conquest” with pastoral tradition and discovers the role of pastoral chronotope in the story’s problematics.
Тезисы
С. Д. Кржижановский
известен как мастер аллюзии. Семантическая глубина его миниатюрных и, на первый взгляд, весьма
«прозрачных» рассказов создается многими способами, в том числе посредством
аллюзий на ряд претекстов. Сказанное относится и к «Состязанию певцов», где
содержатся как эксплицитные, так и имплицитные отсылки к нескольким литературным
и музыкально-литературным источникам.
В рассказе
звучит тоска по ушедшей, исчезающей, почти исчезнувшей душевности, гуманности в
новую, суровую эпоху. Антитеза современности (железного века) и прошлого
(золотого века) проводится как в этическом, так и в эстетическом плане:
нехватка эмоциональности, искренности
ощущается не только в жизни, но и в искусстве. Это противопоставление
создается с помощью семантической оппозиции железное / золотое в различных вариантах и с
помощью моделирования сюжетной ситуации «состязание певцов».
Данная сюжетная
ситуация весьма типична, что не исключает ориентацию автора на конкретные
источники. Разумеется, на первый план среди претекстов выдвигается опера Вагнера «Тангейзер» –
благодаря слушанию ее персонажами «Состязания певцов», заглавию
текста-рецепиента и теме любви – одной из основных тем обоих произведений.
Однако хронотоп
«музыкальной» ситуации отсылает одновременно и к пасторальной традиции. В
качестве источников, задающих в рассказе буколическую ретроспективу, можно
назвать буколики Феокрита, эклоги Вергилия а также целый ряд текстов,
содержащих пасторальный элемент, в которых обнаруживается взаимосвязь лейтмотивов
любви, пения песен и золотого века.
На скрещении
различных текстов-источников и формируется проблематика «Состязания певцов»: если
в «Тангейзере» перед певцами ставился вопрос о сущности любви, то в рассказе он
трансформируется в вопрос о насущности любви в новую эпоху: нужна ли она,
востребованы ли высокие, нежные, да и вообще – чувства в жестокие времена? Не
изменилась ли и не
должна ли
измениться в соответствии с новой эпохой система ценностей?