Феномен Фантомаса: круг чтения французской интеллектуальной элиты
Алла Николаевна Смирнова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-13
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе делается попытка объяснить причины «культа Фантомаса».
Вышедшие в начале XX века романы о Фантомасе (М. Сувестр и П. Аллен) необычайно популярны среди французских литераторов. Поэты М. Жакоб и Г. Аполлинер создают «Общество друзей Фантомаса». В чем причина популярности этих примитивных, не отличавшихся литературными достоинствами произведений? Персонаж Ф. привлекает сюрреалистов: они видят в нем «своего» героя. Романы о Ф. можно также рассматривать как пародию на готический роман, жанр, не получивший распространения во Франции. Свою роль сыграли также немые фильмы Л. Фейяда.
Вышедшие в начале XX века романы о Фантомасе (М. Сувестр и П. Аллен) необычайно популярны среди французских литераторов. Поэты М. Жакоб и Г. Аполлинер создают «Общество друзей Фантомаса». В чем причина популярности этих примитивных, не отличавшихся литературными достоинствами произведений? Персонаж Ф. привлекает сюрреалистов: они видят в нем «своего» героя. Романы о Ф. можно также рассматривать как пародию на готический роман, жанр, не получивший распространения во Франции. Свою роль сыграли также немые фильмы Л. Фейяда.
Тезисы
Успех романов П.Сувестра и М.Аллена о Фантомасе - не столько литературный, сколько социальный феномен. Вышедшие в начале века во Франции, они стали необыкновенно популярны в среде французской интеллигенции. Писатели и художники коллекционировали серию (всего вышло около 30 романов) и пристально следили за невероятными похождениями персонажей.
Интересно понять: по какой причине эти беспомощные с литературной точки зрения романы, написанные примитивным языком, полные разного рода «нестыковок» и нелепостей, породили своего рода культ среди людей, которых трудно заподозрить в отсутствии ума и дурном литературном вкусе.
Поэты Г.Аполлинер и М.Жакоб создали «Общество друзей Фантомаса», в который вошли такие известные деятели, как Б.Сандрар, Ж.Кокто,. П.Валери., публикуют ежемесячные бюллетени. Г.Аполлинер, в частности, писал: «Романы о Фантомасе [...] в данный момент необычайно популярны в литературной и художественной среде. Они полны жизни и воображения, написаны черт знает как, но при этом необыкновенно живописны. [...] Какие точные описания! а что касается современного арго, для будущего это просто кладезь бесценных документов» (16 июля 1914).
Романы привлекали сюрреалистов, они видели в главном персонаже «своего» героя. Их привлекало также то, что романы о Фантомасе были, как известно, не написаны, а надиктованы, то есть стали результатом беспрерывного потока воображения, предвосхищавшего метод автоматического письма. Это во всех смыслах «современный» персонаж, использующий для своих преступлений «научные» методы, безумную машинерию.
Есть и другая причина: во Франции не получил развития жанр готического романа. Возможно, цикл о Фантомасе мог восприниматься как пародия на готический роман (атмосфера сгущающегося ужаса, многочисленные описания невероятных механизмов...) и восполнял этот пробел.
Кроме того, на «культ Фантомаса» могли, безусловно, повлиять фильмы Л.Фейяда (снятые в эпоху немого кино), они привнесли поэтическую, лирическую ноту и романтизировали персонажей.
Интересно понять: по какой причине эти беспомощные с литературной точки зрения романы, написанные примитивным языком, полные разного рода «нестыковок» и нелепостей, породили своего рода культ среди людей, которых трудно заподозрить в отсутствии ума и дурном литературном вкусе.
Поэты Г.Аполлинер и М.Жакоб создали «Общество друзей Фантомаса», в который вошли такие известные деятели, как Б.Сандрар, Ж.Кокто,. П.Валери., публикуют ежемесячные бюллетени. Г.Аполлинер, в частности, писал: «Романы о Фантомасе [...] в данный момент необычайно популярны в литературной и художественной среде. Они полны жизни и воображения, написаны черт знает как, но при этом необыкновенно живописны. [...] Какие точные описания! а что касается современного арго, для будущего это просто кладезь бесценных документов» (16 июля 1914).
Романы привлекали сюрреалистов, они видели в главном персонаже «своего» героя. Их привлекало также то, что романы о Фантомасе были, как известно, не написаны, а надиктованы, то есть стали результатом беспрерывного потока воображения, предвосхищавшего метод автоматического письма. Это во всех смыслах «современный» персонаж, использующий для своих преступлений «научные» методы, безумную машинерию.
Есть и другая причина: во Франции не получил развития жанр готического романа. Возможно, цикл о Фантомасе мог восприниматься как пародия на готический роман (атмосфера сгущающегося ужаса, многочисленные описания невероятных механизмов...) и восполнял этот пробел.
Кроме того, на «культ Фантомаса» могли, безусловно, повлиять фильмы Л.Фейяда (снятые в эпоху немого кино), они привнесли поэтическую, лирическую ноту и романтизировали персонажей.