Лиссабон, 1775. Памятник королю в мемуарах художника и панегириках зрителей
Ольга Евгеньевна Русинова
Докладчик
преподаватель
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Европейский университет в Санкт-Петербурге
201
2014-03-11
19:30 -
20:00
Ключевые слова, аннотация
В 1775 г. в Лиссабоне был торжественно открыт конный королевский монумент. Это событие, беспрецедентное для Португалии (где до тех пор памятников не было), нашло отражение в большом количестве похвальных речей в адрес монумента, его царственного прототипа и его создателей (корпус текстов 1775 г.). В этом жанре выступил и сам автор монументальной композиции, скульптор Машаду де Каштру, впоследствии опубликовавший трактат о памятнике (1810) и мемуары (1812). В докладе мы рассматриваем, как вопрос о смысле и назначении памятника соотносится в этих текстах с вопросом о его авторстве.
Тезисы
1. Городской королевский монумент – явление, беспрецедентное для Португалии. Торжественное открытие первого монумента, конной статуи в честь короля Жозе Первого, состоялось в июне 1775 г. день рождения монарха. Местом установки колоссальной статуи была избрана главная площадь Лиссабона, ставшая одной из самых грандиозных площадей Европы после реконструкции (в результате Великого землетрясения 1755 г.).
2. Панегирические тексты, опубликованные в 1775 г. к открытию статуи, приписывают ее создание монарху и его министру маркизу Помбалу, исполнение – литейщику Бартоломеу Кошта (напр., у Антонио де Фигейреду, автора одного из самых показательных текстов).
3. Жоакин Машаду де Каштру в «Оде на памятник» (1775), в трактате (1810) и в мемуарах (1812) излагает историю замысла и исполнения памятника, утверждая свою роль в разработке и обсуждая право художника на творческий замысел.
4. Рассмотрение «Оды» как экфрасиса, проясняющего стихами «тайный смысл» королевского монумента, позволяет превратить панегирик правителям в похвалу художнику.
2. Панегирические тексты, опубликованные в 1775 г. к открытию статуи, приписывают ее создание монарху и его министру маркизу Помбалу, исполнение – литейщику Бартоломеу Кошта (напр., у Антонио де Фигейреду, автора одного из самых показательных текстов).
3. Жоакин Машаду де Каштру в «Оде на памятник» (1775), в трактате (1810) и в мемуарах (1812) излагает историю замысла и исполнения памятника, утверждая свою роль в разработке и обсуждая право художника на творческий замысел.
4. Рассмотрение «Оды» как экфрасиса, проясняющего стихами «тайный смысл» королевского монумента, позволяет превратить панегирик правителям в похвалу художнику.