XLIII Международная филологическая научная конференция

«Зеленая коса» и «Драма на охоте» А. П. Чехова: особенности композиции и повествовательной структуры

Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2014-03-12
14:25 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается проблема повествования в ранней прозе Чехова. Сравнение двух больших текстов – «Зеленая коса» (1882) и «Драма на охоте» (1884) – демонстрирует, что, используя одни и те же приемы, Чехов меняет их роль в формировании повествовательной структуры.

Тезисы

Два рассматриваемых в докладе чеховских текста – «Зеленая коса» (1882) и «Драма на охоте» (1884) – содержат много сюжетных перекличек, которые во многом объясняются игрой с жанром романа и общим «мелодраматическим» настроением произведений. Однако повествование в них устроено по-разному. Рамочная композиция «Драмы на охоте» призвана обнажить перед читателем «сделанность», литературность текста. В написанной по принципу «рассказ в рассказе» повести все жанровые колебания, в основном, сосредоточены во вставной истории, но за счет существования рамки их восприятие читателем осуществляется словно бы в двойной перспективе (читатель может встать на позицию издателя, изучающего повесть Камышева). Повествователь в «Зеленой косе», как и в «Драме на охоте» имеет определенную власть над текстом. В «маленьком романе» эту власть ему обеспечивает ироничный тон, выдающий в рассказчике то ли шалопая-остряка, то ли реального автора-юмориста. Он нарочито подчеркивает все мелодраматические клише, которые читателю и без этого несложно было бы опознать. Однако за счет замены «рассказа» «пересказом» происходит удачное смешение юмористического рассказа и романа, переполненного мелодраматическими страстями. Оба текста заканчиваются имплицитным указанием на невозможность изменений в мире. В «Зеленой косе» это бессобытийность, близкая к гармонии, героев ждет полное счастья существование в радостном мире. В «Драме на охоте» читатель сталкивается с бессобытийностью трагической: невозможно уличить и наказать преступника, который постоянно скрывается под масками. Если концовка первого произведения позволяет читателю провести границу между художественным миром и реальным миром реципиента, получив удовольствие от текста, то в случае с «Драмой на охоте» читатель оказывается замкнут в рамках фиктивного мира, где царит тяжелое ощущение безысходности.