«Зеленая коса» и «Драма на охоте» А. П. Чехова: особенности композиции и повествовательной структуры
Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-12
14:25 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
проблема повествования в ранней прозе Чехова. Сравнение двух больших текстов – «Зеленая коса» (1882) и «Драма на
охоте» (1884) – демонстрирует, что, используя одни и те же приемы, Чехов меняет
их роль в формировании повествовательной структуры.
Тезисы
Два
рассматриваемых в докладе чеховских текста – «Зеленая коса» (1882) и «Драма на
охоте» (1884) – содержат много сюжетных перекличек, которые во многом
объясняются игрой с жанром романа и общим «мелодраматическим» настроением
произведений. Однако повествование в них устроено по-разному.
Рамочная
композиция «Драмы на охоте» призвана обнажить перед читателем «сделанность»,
литературность текста. В написанной по принципу «рассказ в рассказе» повести
все жанровые колебания, в основном, сосредоточены во вставной истории, но за
счет существования рамки их восприятие читателем осуществляется словно бы в
двойной перспективе (читатель может встать на позицию издателя, изучающего
повесть Камышева).
Повествователь в «Зеленой косе», как и в «Драме на
охоте» имеет определенную власть над текстом. В «маленьком романе» эту власть
ему обеспечивает ироничный тон, выдающий в рассказчике то ли шалопая-остряка,
то ли реального автора-юмориста. Он нарочито подчеркивает все мелодраматические
клише, которые читателю и без этого несложно было бы опознать. Однако за счет
замены «рассказа» «пересказом» происходит удачное смешение юмористического
рассказа и романа, переполненного мелодраматическими страстями.
Оба текста заканчиваются имплицитным указанием на невозможность
изменений в мире. В «Зеленой косе» это бессобытийность, близкая к гармонии,
героев ждет полное счастья существование в радостном мире. В «Драме на охоте»
читатель сталкивается с бессобытийностью трагической: невозможно уличить и наказать
преступника, который постоянно скрывается под масками. Если концовка первого произведения
позволяет читателю провести границу между художественным миром и реальным миром
реципиента, получив удовольствие от текста, то в случае с «Драмой на охоте»
читатель оказывается замкнут в рамках фиктивного мира, где царит тяжелое
ощущение безысходности.