XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Функции интертекстуальных элементов в создании образа персонажа: сериал «Убийственные загадки для мисс Фишер»

Елизавета Алексеевна Орлова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Ответ на запрос зрителя на аутентичность кинотекста в значительной степени воплощается в образе персонажа — благодаря тем элементам, которые устанавливают его связь с внешним контекстом. Центральный персонаж телесериала «Убийственные загадки для мисс Фишер», Фрайни Фишер, рассматривается нами в качестве конструкта, который сформирован интертекстуальными связями с текстами, современными представленной в сериале эпохе. Как показывает исследование, разные интертекстуальные элементы вносят разный вклад в создание эффекта аутентичности в сериале. 

Тезисы

Ключевые слова: киноадаптация; персонаж; интертекстуальность; аутентичность

Предъявление зрителем повышенных требований к точности кинотекста отметил ещё М. Маклюэн в 1960-е гг.: он упомянул в своём эссе о медиа «точность и тиранию глаза кинокамеры» [Маклюэн, 2003: 328]. Тем не менее, само понятие аутентичности плохо поддаётся описанию, особенно, если речь идёт об аутентичности персонажа. Как пишет К. Уилкинс (C. Wilkins), «...аутентичность <…> становится кажущимся золотым стандартом благодаря целенаправленному созданию аутентичности» [Wilkins, 2022: 147]. Таким образом, аутентичность является конструктом, и её эффект создаётся, в том числе, с помощью образа персонажа — за счёт интертекстуальных элементов.
Целью настоящего исследования является анализ функций интертекстуальных элементов, связанных с персонажем, которые позволяют его создателям наиболее полно реализовать запрос зрителя на аутентичность кинотекста. Важным методом исследования для нас является предложенный К. Уилкинс метод анализа персонажа как адаптации, воплощённой телесно. Также мы сочетаем данный метод с авторской аналитической схемой «персонажных часов» Й. Эдера (J. Eder), один из уровней которой (персонаж как артефакт) предполагает рассмотрение того, как персонаж «формирует интертекстуальные связи» [Eder, 2010: 31]. Кроме того, используются транстекстуальный подход, впервые предложенный Ж. Женеттом и применённый к анализу киноадаптации Р. Стэмом, и методы Л. Хатчен, трактующей киноадаптацию как совокупность цитат и аллюзий.
Новизна исследования обусловлена рассмотрением интертекстуальных функций персонажа как основы, на которой строится эффект аутентичности. В качестве материала представлен сериал «Убийственные загадки для мисс Фишер» («Miss Fisher’s Murder Mysteries», 2012—2015), являющийся адаптацией для телевидения серии детективных романов К. Гринвуд (K. Greenwood, р. 1954). В данном сериале, построенном вокруг фигуры центрального персонажа, леди-детектива Фрайни Фишер, важной частью совокупности интертекстуальных элементов являются акценты, соотносящие персонажа с контекстом эпохи «ревущих двадцатых». Однако, как показывает исследование, не все они в равной мере участвуют в создании эффекта аутентичности: одни элементы (как, например, костюм) оказывают большее рецептивное воздействие, чем другие (как, например, мизансцена).

Литература:
Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
Eder J. Understanding characters // Projections. 2010. Т. 4. №. 1. С. 16—40.
Wilkins C. Embodying Adaptation: Character and the Body. Cham, 2022.