XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ Сырдона в Нартском эпосе

Диана Эдуардовна Цховребова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Настоящее исследование посвящено анализу образа главного антагониста Нартского эпоса — Сырдона. В докладе будут представлены как гипотезы зарождения и развития образа и исследование его значения и функций в эпосе нартов, так и анализ демонических черт героя, который не проводился ранее. Основные результаты исследования свидетельствуют о выраженных чертах трикстера и связи Сырдона с образом героя-шамана из скифской мифологии. Эти факты подтверждают сакральность многих действий персонажа и значимость его функций в осетинском фольклоре. 

Тезисы

Ключевые слова: нартский эпос; демонология; трикстер; Сырдон

Настоящее исследование посвящено анализу образа героя Нартского эпоса Сырдона, до сих пор незаслуженно мало привлекавшего внимание исследователей. Со времён публикации книги Ж. Дюмезиля «Осетинский эпос и мифология», в которой персонажа лишь сравнивали со скандинавским Локи, полноценных исследований его роли в мироустройстве и демонологии нартов не проводилось. Сырдон — один из основных героев Нартского эпоса, образ которого основан на контрастах и дуализме. Так, он — внебрачный сын морской царевны и покровителя рек, (а в некоторых сказаниях — дитя дьяволицы, рождённое из камня), который, однако, предпочёл жить среди людей. Его называют «злым гением нартов» (‘Narty fydbylyz’), но он также почитается как  умнейший из всех героев, к которому можно обратиться за советом. Сырдон является антагонистом почти всех сюжетов эпоса и становится причиной смерти самого почитаемого богатыря — Сослана. Более того, люди не до конца принимают его в своё общество, говоря о нём: «Лицом похож он на нас, но что-то дьявольское есть в нём». Тем не менее, среди нартов его уважают за создание поэзии, а в современном осетинском фольклоре он воспринимается как покровитель артистов, поэтов и журналистов. В настоящем докладе мы досконально проанализируем образ Сырдона, обозначив его связь с тремя мирами, которые лежат в основе религиозных воззрений Нартского эпоса. С помощью сказаний (в частности, «Нарты строили общенартовский дом», «Рождение и женитьба Сырдона», «Как появился фандыр») покажем, что в нём отчётливо проявляются черты трикстера. Также, используя остальные эпизоды Нартского эпоса (например, «Сослан в стране мёртвых» или «Как Сослан женился на Ведухе»), продемонстрируем его связь с демонологией мира нартов, в которой он выступает в роли советника чертей, чёрного колдуна и оборотня. Более того, используя работы В. И. Абаева по скифской мифологии, докажем, что Сырдон выступает в эпосе и в роли героя-шамана, являясь наследником более старинных мифологических архетипов. Наконец, на основе вышеупомянутых гипотез продемонстрируем, как, несмотря на дуализм и непосредственное отношение к нечисти, Сырдон сочетает в себе черты как антагониста, так и протагониста.