Проблема национального мессианства в творчестве А. Мицкевича
Иван Ильич Куимов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Целью данного
доклада является выявление специфических черт польского мессианизма в
творчестве А. Мицкевича и изучение их влияния на культурное
многообразие Польши и Европы. В докладе рассматриваются тексты А. Мицкевича, а
также дается обзор научной литературы, посвящённой его
творчеству.
Тезисы
Ключевые слова: Мицкевич; польский романтизм;
мессианизм; панславизм
Адам Мицкевич — безусловно, одно из самых известных имён в истории польской литературы. Его жизнь и творчество тесно связаны с историческими, политическими и культурными трансформациями, охватившими всю Европу: это и последствия третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., и польские восстания, и, как апофеоз жизни поэта, — Крымская война 1853—1856 гг., ставшая для него фатальной. В творчестве А. Мицкевича отражаются настроения и идеи, волновавшие польскую интеллигенцию в первой половине XIX в. В первую очередь, феномен «польского мессианизма» — реакционного течения, возникшего среди польской эмиграции во Франции и характеризующего Польшу как подобие Христа, призванного «спасти» Европу, помогая найти путь к «истине и справедливости», взывая к важности духовного ощущения общества, отстранённого от рациональности и «корысти» [Мицкевич, 1918]. Данное течение в интерпретации Мицкевича имеет особый национальный и индивидуально-творческий характер; проводятся аналогии с историческими, культурными и духовными особенностями Польши в прошлом и её положением в настоящем.
Новизна и актуальность данного доклада заключается в малом внимании русскоязычного научного сообщества к вопросам польских национальных идей, спровоцированных потерей её государственности, и историческим различиям крупнейших славянских народов. Исследование данной области позволяет провести анализ взаимного влияния общественных настроений и творческих тенденций внутри польского сообщества, а также изучить социальные характеристики, напрямую повлиявшие на формирование культурного и творческого облика современной Польши.
В качестве основных материалов были проанализированы произведения Мицкевича, а также научная литература, посвящённая его деятельности в направлении польского мессианизма [Walicki, 1970] и, в особенности, его курс лекций по славянской словесности в Collège de France (1840—1844 гг.) [Kuziak, 2011: 27—46].
Основополагающим методом данного исследования является синтез различных источников для составления общей картины идей мессианизма в творчестве А. Мицкевича. По результатам исследования можно определить как специфику самой идеи «польского мессианизма» в интерпретации писателя, так и его взгляды на перспективы международного взаимодействия, безусловно нашедшие отражения в дальнейших отношениях Польши с европейскими государствами и с Россией.
Литература:
Мицкевич А. Книги народа польского и польского пилигримства. М., 1918.
Kuziak M. Mickiewicz – historyk literatury w prelekcjach paryskich // Pamiętnik Literacki. 2011. №1. S. 27—46.
Walicki A. Filozofia a mesjanizm. Warszawa, 1970.
Адам Мицкевич — безусловно, одно из самых известных имён в истории польской литературы. Его жизнь и творчество тесно связаны с историческими, политическими и культурными трансформациями, охватившими всю Европу: это и последствия третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., и польские восстания, и, как апофеоз жизни поэта, — Крымская война 1853—1856 гг., ставшая для него фатальной. В творчестве А. Мицкевича отражаются настроения и идеи, волновавшие польскую интеллигенцию в первой половине XIX в. В первую очередь, феномен «польского мессианизма» — реакционного течения, возникшего среди польской эмиграции во Франции и характеризующего Польшу как подобие Христа, призванного «спасти» Европу, помогая найти путь к «истине и справедливости», взывая к важности духовного ощущения общества, отстранённого от рациональности и «корысти» [Мицкевич, 1918]. Данное течение в интерпретации Мицкевича имеет особый национальный и индивидуально-творческий характер; проводятся аналогии с историческими, культурными и духовными особенностями Польши в прошлом и её положением в настоящем.
Новизна и актуальность данного доклада заключается в малом внимании русскоязычного научного сообщества к вопросам польских национальных идей, спровоцированных потерей её государственности, и историческим различиям крупнейших славянских народов. Исследование данной области позволяет провести анализ взаимного влияния общественных настроений и творческих тенденций внутри польского сообщества, а также изучить социальные характеристики, напрямую повлиявшие на формирование культурного и творческого облика современной Польши.
В качестве основных материалов были проанализированы произведения Мицкевича, а также научная литература, посвящённая его деятельности в направлении польского мессианизма [Walicki, 1970] и, в особенности, его курс лекций по славянской словесности в Collège de France (1840—1844 гг.) [Kuziak, 2011: 27—46].
Основополагающим методом данного исследования является синтез различных источников для составления общей картины идей мессианизма в творчестве А. Мицкевича. По результатам исследования можно определить как специфику самой идеи «польского мессианизма» в интерпретации писателя, так и его взгляды на перспективы международного взаимодействия, безусловно нашедшие отражения в дальнейших отношениях Польши с европейскими государствами и с Россией.
Литература:
Мицкевич А. Книги народа польского и польского пилигримства. М., 1918.
Kuziak M. Mickiewicz – historyk literatury w prelekcjach paryskich // Pamiętnik Literacki. 2011. №1. S. 27—46.
Walicki A. Filozofia a mesjanizm. Warszawa, 1970.