Образ ребенка в советских фильмах о партизанском движении
Екатерина Викторовна Полякова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу особенностей репрезентации
образа ребенка в советских фильмах о партизанах. Исследование проводилось при
опоре на визуальные источники, в качестве которых выступили советские игровые
фильмы 1940—1980-х гг. В ходе доклада предполагается определить, как
изображение ребенка на экране коррелирует с историческим контекстом, какими
символическими значениями наделяется этот образ.
Тезисы
Ключевые слова: образ ребенка;
партизанское движение; советский кинематограф; детский кинематограф
Целью нашего доклада является анализ особенностей репрезентации образа ребенка в советских фильмах о партизанской борьбе. Новизна работы заключается в том, что образ ребенка-партизана является одним из наименее изученных в системе образов советского кинематографа, а ряд рассмотренных нами фильмов прежде оставался вне поля зрения исследователей.
Основными источниками для исследования послужили статьи в журналах «Советский экран» и «Искусство кино», работы семиотиков Ч. С. Пирса, Ю. М. Лотмана, К. Меца, тексты исследователей отечественного кинематографа Н. М. Зоркой, Е. Я. Марголита, И. П. Смирнова, С. И. Фрейлиха. В докладе мы проанализируем или упомянем следующие фильмы: «Отряд Трубачева сражается» (реж. И. Фрэз, 1957), «Орленок» (реж. Э. Бочаров, 1957), «Сашко» (реж. Е. Брюнчугин, 1958), «Девочка ищет отца» (реж. Л. Голуб, 1959), «Иваново детство» (реж. А. Тарковский, 1962), «Пятнадцатая весна» (реж. И. Туманян, 1972), «Иди и смотри» (реж. Э. Климов, 1985). При работе над темой мы опирались на семиотический метод исследования.
Проблема положения советских детей в условиях оккупации, их помощь партизанским отрядам находила отражение в кинокартинах военных лет. В годы оттепели образ ребенка начинает играть ключевую роль в фильмах о партизанском движении. В детском кинематографе герои массово помогают отрядам и поддерживают партизан («Отряд Трубачева сражается», «Сашко», «Девочка ищет отца»), но ребенок как полноправный участник партизанского движения в этих фильмах – это образ, связанный с исключительными заслугами перед отрядом. В фильмах, ориентированных на взрослого зрителя, образ ребенка связан с идеей гуманизма, а отображение взаимоотношений партизан с детьми позволяет полнее раскрыть их характеры.
В 1970-е годы в стране возникает жанр проблемного школьного фильма, режиссеры нового направления развивают в том числе и «лирико-героический мотив "эха прошедшей войны"» [Замостьянов, 2020: 94] . Этот мотив находит отражение и в детском кино на партизанскую тему. Ребенок — это символ, «посланец других культурных эпох» и «напоминание о древних основах культуры», который одновременно коррелирует с контекстом [Лотман, 1992: 192]. В ряде фильмов дети символизируют массовость и всеобщность борьбы против немецких захватчиков. Однако биографические фильмы о пионерах-героях («Орленок», «Улица младшего сына», «Пятнадцатая весна»), «Иваново детство» Тарковского и «Иди и смотри» Климова представляют на экране образ ребенка как мученика, ребенка как жертвы войны, которую «общество принесло истории» [Фрейлих, 2015: 282]. Образ ребенка также позволяет режиссерам обращаться к идее исторической преемственности, рассматривая «феномен памяти, соединяющей поколения» [Рикер, 2004: 549].
Литература:
Замостьянов А. А. Отечественная массовая культура XX века: Учебное пособие. М., 2020.
Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 191—199.
Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.
Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2015.
Целью нашего доклада является анализ особенностей репрезентации образа ребенка в советских фильмах о партизанской борьбе. Новизна работы заключается в том, что образ ребенка-партизана является одним из наименее изученных в системе образов советского кинематографа, а ряд рассмотренных нами фильмов прежде оставался вне поля зрения исследователей.
Основными источниками для исследования послужили статьи в журналах «Советский экран» и «Искусство кино», работы семиотиков Ч. С. Пирса, Ю. М. Лотмана, К. Меца, тексты исследователей отечественного кинематографа Н. М. Зоркой, Е. Я. Марголита, И. П. Смирнова, С. И. Фрейлиха. В докладе мы проанализируем или упомянем следующие фильмы: «Отряд Трубачева сражается» (реж. И. Фрэз, 1957), «Орленок» (реж. Э. Бочаров, 1957), «Сашко» (реж. Е. Брюнчугин, 1958), «Девочка ищет отца» (реж. Л. Голуб, 1959), «Иваново детство» (реж. А. Тарковский, 1962), «Пятнадцатая весна» (реж. И. Туманян, 1972), «Иди и смотри» (реж. Э. Климов, 1985). При работе над темой мы опирались на семиотический метод исследования.
Проблема положения советских детей в условиях оккупации, их помощь партизанским отрядам находила отражение в кинокартинах военных лет. В годы оттепели образ ребенка начинает играть ключевую роль в фильмах о партизанском движении. В детском кинематографе герои массово помогают отрядам и поддерживают партизан («Отряд Трубачева сражается», «Сашко», «Девочка ищет отца»), но ребенок как полноправный участник партизанского движения в этих фильмах – это образ, связанный с исключительными заслугами перед отрядом. В фильмах, ориентированных на взрослого зрителя, образ ребенка связан с идеей гуманизма, а отображение взаимоотношений партизан с детьми позволяет полнее раскрыть их характеры.
В 1970-е годы в стране возникает жанр проблемного школьного фильма, режиссеры нового направления развивают в том числе и «лирико-героический мотив "эха прошедшей войны"» [Замостьянов, 2020: 94] . Этот мотив находит отражение и в детском кино на партизанскую тему. Ребенок — это символ, «посланец других культурных эпох» и «напоминание о древних основах культуры», который одновременно коррелирует с контекстом [Лотман, 1992: 192]. В ряде фильмов дети символизируют массовость и всеобщность борьбы против немецких захватчиков. Однако биографические фильмы о пионерах-героях («Орленок», «Улица младшего сына», «Пятнадцатая весна»), «Иваново детство» Тарковского и «Иди и смотри» Климова представляют на экране образ ребенка как мученика, ребенка как жертвы войны, которую «общество принесло истории» [Фрейлих, 2015: 282]. Образ ребенка также позволяет режиссерам обращаться к идее исторической преемственности, рассматривая «феномен памяти, соединяющей поколения» [Рикер, 2004: 549].
Литература:
Замостьянов А. А. Отечественная массовая культура XX века: Учебное пособие. М., 2020.
Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 191—199.
Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.
Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2015.