XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэтический спектакль «В тени Бродского»: композиция и основные мотивы

Карина Рустамовна Ермолаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется композиция поэтического спектакля «В тени Бродского». Обосновывается, что важную роль в построении композиции и развитии действия играет взаимодействие мотивов, характерных для спектакля как единого целого. В частности, лейтмотивы в постановке наслаиваются друг на друга и один мотив начинает ассоциироваться с другим. Так, оттепель тесно связана с мотивами света, расцвета, жизни, свободы, реализуемыми в постановке на различных уровнях. Подобный приём близок принципу ассоциативного монтажа, используемого Юрием Любимовым, на чью традицию спектакль опирается.

Тезисы

Ключевые слова: поэтический театр; лейтмотив; композиция; монтаж

В настоящее время поэтический театр, имеющий в России давние традиции и богатую историю, вновь переживает расцвет. Как современный театр нередко обращается к поэзии, так и современные поэты довольно часто выбирают театральную сцену в качестве одной из площадок для представления своего творчества. Однако систематическое изучение поэтического театра началось лишь недавно [Поэтический театр, 2021: 3]. В 2021 г. в Центре Вознесенского прошла первая научная конференция «Поэтический театр в России» и вышел сборник статей по прочитанным на ней докладам [Поэтический театр, 2021].
В качестве материала исследования нами был выбран поэтический спектакль «В тени Бродского», поставленный режиссером Светланой Земляковой со студентами курса К. Райкина (выпуск 2021 г.) и исполнявшийся на сценах ВШСИ и театрального центра «На Страстном» с ноября 2019 г. по июнь 2021-го. Постановка ранее объектом исследования не становилась.
Спектакль состоит из четырех вполне самостоятельных частей, основой каждой из которых являются биография и стихотворения поэтов Ленинграда 1960-х—1970-х гг.: Глеба Горбовского, Олега Григорьева, Леонида Аронзона, Алексея Хвостенко и Александра Миронова. Части связаны друг с другом лейтмотивами и оппозициями, сложное взаимодействие которых на разных уровнях (в сценографии, звуковом и световом сопровождении, костюмах, реквизите, художественных и документальных текстах) составляет основу действия.
Получается, что спектакль функционирует по законам не столько драматическим, сколько поэтическим (в частности, мотивы рифмуются между собой, противопоставляются друг другу и наслаиваются один на другой, благодаря чему постановка и воспринимается как единое целое, хотя состоит из вполне самостоятельных частей). К примеру, одним из центральных лейтмотивов постановки является образ И. Бродского, связанный с идеей тоталитарной власти, угнетающей и ограничивающей свободу, из-за того, что во время исполнения стихотворений Бродского тревожно звучит контрабас, актеры выходят одетые все как один в стеганые ватные куртки и черные шапки, подобно заключенным, свет мигает и гаснет. Очевидно, что судимый и ссыльный Бродский был жертвой советской власти (и в первую очередь ватные куртки отсылают к этому), однако в контексте спектакля поэт и сам отчасти выступает тоталитарной силой, невольно подавляющей поэтов-современников. Реализуемые на разных уровнях мотивы, наслаиваясь друг на друга, делают трактовку образа поэта неоднозначной, подвижной и оживляют его «мейнстримные» (для 2010-ых) стихотворения (как, напр., «Не выходи из комнаты» (1970)). Также тесно связаны в спектакле оттепель и мотивы света, жизни, расцвета, свободы, а противоположны им застой и тень, смерть, болезнь, несвобода.
Сходный принцип ассоциативного монтажа активно использовал в своих постановках ещё Юрий Любимов [Мальцева, 1999: 43—61]. Однако в спектакле «В тени Бродского» подобное построение во многом продиктовано используемым режиссером материалом: стихотворениями и мемуарами.
Таким образом, «В тени Бродского» является интересным примером современного поэтического спектакля, опирающегося на традицию поэтического театра второй половины XX в. и переосмысляющего ее. 

Литература:
Мальцева О. Н. Поэтический театр Юрия Любимова: спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке: 1964—1998. СПб., 1999.
Поэтический театр в России XX—XXI веков: сборник статей Первой научной конференции / Отв. ред. Ю. Н. Гирба. М., 2021.