XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Самотерапия в автобиографическом документальном кино: к этике съемки

До Бай
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен автобиографическим документальным фильмам на тему самотерапии, которые популярны в Китае в последние годы. Анализируется главная сцена в этих фильмах — «диалог» и обозначаются основные повествовательные стратегии режиссера для выражения своих эмоций. 

Тезисы

Ключевые слова: автобиографический документальный фильм; авторское эго; повседневная жизнь; документальная терапия; личная документальная практика

Доклад посвящен стратегиям автобиографических документальных фильмов о личной травме, которые были сняты в Китае начиная с 2016 г. На примере фильмов «Повседневная беседа» и «Мальчики на скейтбордах» рассматриваются способы документации травмы и работы с ней. Документальный фильм в этом случае выступает в качестве инструмента фиксации и преодоления травматического опыта. Восприятие автором травмы напрямую влияет на концепцию фильма.
Характерной чертой этих фильмов является то, что съемочная деятельность входит в повседневную жизнь индивида, и позиция автора меняется с внешнего наблюдателя на непосредственного участника событий. Режиссеры фильмов — это обычно кинематографисты-любители, чьи методы съемки могут соответствовать пониманию повседневной жизни, предложенному Мишелем де Серто: как места сопротивления стандартизации, продвигаемой институциональными властями. Следовательно, автор может приблизиться к истине, только проявив индивидуализм и избавившись от символического порядка.
Предполагается, что описание и проработка травмы в I-movie имеет воображаемый компонент. Автор автобиографического документального фильма не просто «объектное я», но «субъектное я», конструирующее фильм. В фильмах «Повседневная беседа» и «Мальчики на скейтбордах» авторы зависимы от собственных травм: они реализуют позицию жертвы и, наряду с этой позицией, прорабатывают травму. Так как примеры субъективны, следует задаться вопросом, насколько эффективны приведенные в них методы проработки травм. В докладе анализируется главная сцена в этих фильмах — «диалог» и обозначаются основные повествовательные стратегии режиссера для выражения своих чувств. Хотя подобные документальные фильмы с субъективной перспективой могут помочь режиссеру выразить чувства, на деле приведенные в словах автора аргументы являются аргументами в защиту его личной позиции. Тем самым не создается общая картина события; так, например, при кинопоказе в группе субъективная позиция автора формирует у зрителей единогласное негативное отношение к вопросу детской травмы.
В докладе обсуждаются перформанс, субъективность и этические проблемы, имеющие место в подобного рода фильмах. В поле зрения находятся стратегии документального фильма, позволяющие преодолеть разрыв между репрезентацией фильма и фактической реальностью.