XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Нарративное погружение: применение в исследованиях художественных текстов и связь с читательским опытом

Артемий Сергеевич Разумнов
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Предлагается использовать феномен нарративного погружения для оценки взаимодействия текст-читатель. Авторы представляют адаптацию опросника нарративного погружения на русском языке, а также исследование взаимосвязи между читательским опытом и нарративным погружением. Исследование демонстрирует предиктивный потенциал нарративного погружения в выставлении субъективных читательских оценок относительно прочитанного текста. Также авторы ставят гипотезу о наличии положительной взаимосвязи между читательским опытом и нарративным погружением.

Тезисы

Ключевые слова: нарративное погружение; взаимодействие читатель-текст; читательский опыт; художественный текст

Мы предлагаем рассмотреть феномен нарративного погружения в качестве меры оценки взаимодействия между читателем и художественным текстом. Большинство авторов характеризуют нарративное погружение как эмпирическое состояние, происходящее во время чтения нарративных историй. Ключевой характеристикой данного состояния является повышенное внимание читателя к художественному миру повествования. Чувство погружения сопровождается эмоциональными реакциями читающего и созданием ментальных образов мира повествования. Степень нарративного погружения может быть измерена с помощью опросников. Исследования зарубежных коллег [Kuijpers, 2014] продемонстрировали, что нарративное погружение выступает предиктором субъективных читательских оценок текста. Однако оно является многомерным конструктом, из-за чего возникают трудности в разделении видов и аспектов погружения. В ходе анализа различных теорий погружения, а также опросников, созданных на их основе, мы пришли к выводу, что шкала погружения в мир повествования (SWAS) является наиболее подходящим инструментом для эмпирических исследований обработки текста. Мы предлагаем перевод опросника SWAS на русский язык и представляем план эмпирического исследования, посвященного взаимосвязи нарративного погружения с читательским опытом. Читательский опыт выступает одним из основных индивидуальных различий в области чтения. Однако свидетельства о связи читательского опыта с высокоуровневыми процессами чтения ограничены [Mar, Rain, 2015]. Наше онлайн-исследование состоит из пяти частей. В первом разделе участникам предлагается пройти русскоязычную адаптацию теста на распознавание авторов, чтобы имплицитно измерить их читательский опыт. Затем они читают небольшой художественный текст. В третьем разделе участникам предлагается поразмышлять об этом акте чтения с помощью опросника погружения в мир повествования. Затем они оценивают свое удовольствие от чтения и свое понимание прочитанного. В финале исследования участники отвечают на несколько вопросов относительно своих читательских привычек. Этот этап необходим, чтобы учесть чтение всех типов нехудожественных текстов. Мы предполагаем найти положительную взаимосвязь между читательским опытом участников и степенью нарративного погружения при чтении (то есть их баллами в опроснике SWAS). Также мы планируем реплицировать результаты оригинального исследования и продемонстрировать на русскоязычной выборке предиктивную значимость нашей адаптации SWAS на уровень удовольствия от чтения и на оценку значимости прочитанного текста.

Литература:
Kuijpers M. Absorbing stories: The effects of textual devices on absorption and evaluative responses: PhD Thesis. Utrecht, 2014.
Mar R. A., Rain M. Narrative fiction and expository nonfiction differentially predict verbal ability // Scientific Studies of Reading. 2015. Vol. 19. № 6. P. 419
—433.