Солярные мифы как источники мотивов, сюжетов и образов в лирике К. Д. Бальмонта и их трансформация
Найшо Лю
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе анализируются мотивы, сюжеты и образы лирики Бальмонта, связанные с солярными мифами. Целью является рассмотрение античных, китайских, славянских и индийских мифов о Солнце на основе компаративного, мотивного и мифопоэтического анализа в сборниках Бальмонта «Будем как солнце» (1903), «Только любовь» (1903) и др. Солярные мифы способствовали становлению синкретического художественного мышления поэта, которое определило взаимосвязь мотивов и образов восточных и западных традиций в контексте русской литературы.
Тезисы
Ключевые слова: поэзия К. Д. Бальмонта; мифопоэтический символизм; солярные мифы
Доклад посвящен анализу мотивов, сюжетов и образов мифопоэтики поэта-символиста Константина Бальмонта, связанных с солярными мифами. Актуальность доклада обусловлена необходимостью более глубокого и комплексного изучения проблемы: в современных китайских и российских исследованиях намечены лишь отдельные аспекты разработки темы в работах К. Хайруллин, Г. Цыкунова и др. Целью является рассмотрение малоизученной проблемы –– соотношения античных, китайских, славянских и индийских мифов о Солнце с образом поэта (поэта-демиурга, сына Солнца) на основе компаративного, мифопоэтического и мотивного анализа. Основа синкретизма Бальмонта –– эрудиция, универсализм и концепция романтического гения, от эстетизма его путь развития вел к панэстетизму и формированию идеи жизнетворчества, которая связана с автобиографическим мифом. Он создает миф о себе как об играющем гении, поэтому он демиург, и космические стихии природы ему подвластны. Религиозный и мифопоэтический синкретизм позволяет Бальмонту развивать идею многобожия и странничества лирического героя как саморазвивающегося духа в природно-космическом мире.
Задачи нашего исследования: во-первых, проанализировать, как образы, сюжеты и мотивы солярных мифов отразились в поэзии Бальмонта; во-вторых, рассмотреть, как они соотносятся с образом поэта. Материалом исследования являются стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…» (сборник «Будем как Солнце», 1903), «Гимн Солнцу» (сборник «Только любовь», 1903) и др.
В результате анализа было установлено, что в стихотворениях Бальмонта встречаются образы солярной мифологии, которые обогащают не только его художественный, но и духовный мир (напр., «дракон» в китайской мифологии, Дионис и Аполлон в греческой мифологии и др.). В период с 1900 по 1908 гг. поэту были близки идеи гармонического единения ритмов природы с ритмами космического существования человека (напр., образ-символ Солнца как животворящее начало всего сущего и образ поэта как связующий образ Огня и Солнца). Конструктивные образы-символы Солнца оказались плодотворными для мифопоэтики Бальмонта, наряду с этим мотивы солярного космоса как ключи к вселенскому первоначалу, к естественным принципам жизни становятся важной частью художественного мира поэта (напр., «Симметрия – их основной закон...» в стихотворении «Великое Ничто» [Бальмонт, 1969: 264]). Старинное отождествление солнечного света и правды в мифопоэтике Бальмонта связано с понятием Логоса (напр. «...Правда в cолнце превратилась, / В мире чистый свет зажгла. <...> Правды ждет с огнем во взоре / Птица мощная Стратим. <...> Солнце встанет, Море грянет: / Правда, Правда в мир пришла!» [Бальмонт, 1969: 130]). В мифопоэтике Бальмонта мифопоэтическая символика огня (как отражение Солнца) появится в виде не только космического огня, но и огня души поэта. Углубление этих и других аспектов исследования трансформации мотивов и образов Солнца перспективно для дальнейшего изучения мифопоэтики Бальмонта.
Литература:
Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969.
Доклад посвящен анализу мотивов, сюжетов и образов мифопоэтики поэта-символиста Константина Бальмонта, связанных с солярными мифами. Актуальность доклада обусловлена необходимостью более глубокого и комплексного изучения проблемы: в современных китайских и российских исследованиях намечены лишь отдельные аспекты разработки темы в работах К. Хайруллин, Г. Цыкунова и др. Целью является рассмотрение малоизученной проблемы –– соотношения античных, китайских, славянских и индийских мифов о Солнце с образом поэта (поэта-демиурга, сына Солнца) на основе компаративного, мифопоэтического и мотивного анализа. Основа синкретизма Бальмонта –– эрудиция, универсализм и концепция романтического гения, от эстетизма его путь развития вел к панэстетизму и формированию идеи жизнетворчества, которая связана с автобиографическим мифом. Он создает миф о себе как об играющем гении, поэтому он демиург, и космические стихии природы ему подвластны. Религиозный и мифопоэтический синкретизм позволяет Бальмонту развивать идею многобожия и странничества лирического героя как саморазвивающегося духа в природно-космическом мире.
Задачи нашего исследования: во-первых, проанализировать, как образы, сюжеты и мотивы солярных мифов отразились в поэзии Бальмонта; во-вторых, рассмотреть, как они соотносятся с образом поэта. Материалом исследования являются стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…» (сборник «Будем как Солнце», 1903), «Гимн Солнцу» (сборник «Только любовь», 1903) и др.
В результате анализа было установлено, что в стихотворениях Бальмонта встречаются образы солярной мифологии, которые обогащают не только его художественный, но и духовный мир (напр., «дракон» в китайской мифологии, Дионис и Аполлон в греческой мифологии и др.). В период с 1900 по 1908 гг. поэту были близки идеи гармонического единения ритмов природы с ритмами космического существования человека (напр., образ-символ Солнца как животворящее начало всего сущего и образ поэта как связующий образ Огня и Солнца). Конструктивные образы-символы Солнца оказались плодотворными для мифопоэтики Бальмонта, наряду с этим мотивы солярного космоса как ключи к вселенскому первоначалу, к естественным принципам жизни становятся важной частью художественного мира поэта (напр., «Симметрия – их основной закон...» в стихотворении «Великое Ничто» [Бальмонт, 1969: 264]). Старинное отождествление солнечного света и правды в мифопоэтике Бальмонта связано с понятием Логоса (напр. «...Правда в cолнце превратилась, / В мире чистый свет зажгла. <...> Правды ждет с огнем во взоре / Птица мощная Стратим. <...> Солнце встанет, Море грянет: / Правда, Правда в мир пришла!» [Бальмонт, 1969: 130]). В мифопоэтике Бальмонта мифопоэтическая символика огня (как отражение Солнца) появится в виде не только космического огня, но и огня души поэта. Углубление этих и других аспектов исследования трансформации мотивов и образов Солнца перспективно для дальнейшего изучения мифопоэтики Бальмонта.
Литература:
Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969.