Жизнь, смерть и бессмертие в апокрифе Паралипомен Иеремии (4 книга Варуха)
Алина Максимовна Рамм
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Библеистика (онлайн)
2022-04-20
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Стремительное развитие событий, происходивших на стыке двух эр, породило широкий пласт библейской и околобиблейской литературы, которая выражала голос народа. Данный доклад был выполнен с целью разобраться, как менялись его настроения в книге Паралипомен Иеремии (ок. II н. э.). Рассматриваются мотивы жизни, сна, смерти и вечности, которые являются определяющими и для структуры этого апокрифа, и для его идейно-художественных особенностей.
Тезисы
Доклад посвящен рассмотрению основных мотивов апокрифа Паралипомен Иеремии (4 книга Варуха). Ранее данная тема была затронута в научном труде И.С. Вевюрко «Паралипомены Иеремии пророка (Четвертая книга Варуха)» и статье Ж. Рио «Abimélech: le singulier dormant des Paralipomènes de Jérémie le Prophète». Однако обоими авторами эта проблема рассматривалась лишь частично, и на данный момент не существует посвященного ей целостного исследования. Мы же считаем важным уделить ей более пристальное внимание, поскольку именно такие мотивы, как описание настроения предстоящей гибели, пережитых несчастий и надежды на новую жизнь сформировали сюжет книги, определили круг ее источников и, возможно, наметили ее место и значимость в межзаветной литературе.
В ходе исследования была проанализирована греческая пространная версия книги, рассмотрены основные этапы формирования ее повествования и структура, а также исследованы языковые особенности, с помощью которых передаются главные мотивы апокрифа. Мы узнали, как автор выражает свои мысли там, где сюжет касается жизни и смерти, и изучили, насколько вариативна и точна его речь в этих местах. В целях достижения как можно более достоверных и обоснованных результатов были использованы лингвистический, текстологический, аналитический, сравнительный, описательный и контекстуальный методы. Мы пришли к выводу, что поскольку книга неоднородна по использованным источникам и степени их редактирования, отдельные ее особенности зависят от момента написания и происходящих вокруг автора событий, поэтому настроения в апокрифе колеблются. Для их передачи использованы разные средства, как на языковом, так и на повествовательном уровнях. Данная работа может быть полезна для дальнейших исследований в сфере литературы Второго Храма и для оценки событий, относящихся к этой эпохе.