Особенности интерпретации «Преступления и наказания» финским режиссёром Яри Юутиненом в спектакле «Грустные песни из сердца Европы»
Анна Алексеевна Пятина
Докладчик
студент 1 курса
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет
Мария Алексеевна Уракова
Докладчик
студент 1 курса
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет
Финно-угорская филология (онлайн)
2022-04-19
17:55 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
В исследовании проводится анализ ключевых идей
спектакля «Грустные песни из сердца Европы» финского режиссёра Я. Юутинена по
мотивам романа «Преступление и наказание» с целью выявления соответствия с произведением
Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является содержание спектакля.
В ходе анализа раскрываются главные образы и фундаментальные смыслы
произведения в видении Юутинена. В результате исследования мы пришли к следующему
выводу: посредством раскрытия личностей персонажей фокус внимания смещается с
христианских мотивов на актуальные социальные проблемы.
Тезисы
Материалом для анализа является моноспектакль финского режиссёра Я. Юутинена «Грустные песни из сердца Европы» по пьесе финского драматурга К. Смедса — интерпретация романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Задачами исследования являются анализ ключевых идей и художественных приёмов режиссёрской версии спектакля; сравнительный анализ базовых смыслов, заложенных Достоевским в «Преступлении и наказании» и раскрытых в спектакле по мотивам романа; определение особенностей раскрытия характеров персонажей в спектакле. Гипотеза исследования: спектакль финского режиссёра «Грустные песни из сердца Европы» по мотивам «Преступления и наказания» позволяет по-новому взглянуть на роман. В основе романа Достоевского — христианские идеи: человек находит спасение в вере — именно она ставит его на истинный путь, даёт силы, учит любить и помогать ближнему. В интерпретации Юутинена произведение обрело новые смыслы: в постановке было уделено особое внимание проблемам современности. В спектакле сохранены персонажи произведения Достоевского, что показывает актуальность их характеров и сегодня.
Художественные приёмы занимают особое место в создании атмосферы спектакля. Свет и звук помогают прочувствовать два самых сильных момента постановки — смерть Мармеладова и монолог Раскольникова.
В ходе исследования были обозначены основные идеи спектакля: 1) современные проблемы в обществе — одиночество, алкоголизм, преступность; 2) личные переживания молодых людей, связанные с взрослением; 3) отношения в семье.
В моноспектакле режиссёру удаётся раскрыть характеры трёх важнейших персонажей. Главная роль в постановке отведена не Раскольникову, а Соне Мармеладовой — история рассказывается её глазами. Через переживания персонажей Юутинен обращается к зрителю, обнажая острые проблемы современного общества и человека.
Проведённый анализ позволил сделать вывод: спектакль финского режиссёра фокусируется на современных социальных проблемах в отличие от романа Достоевского, в котором центральная роль выделяется христианству. Данное исследование доказывает актуальность образов Достоевского сегодня, а спектакль позволяет по-новому взглянуть на обозначенные автором проблемы в контексте современности.
Художественные приёмы занимают особое место в создании атмосферы спектакля. Свет и звук помогают прочувствовать два самых сильных момента постановки — смерть Мармеладова и монолог Раскольникова.
В ходе исследования были обозначены основные идеи спектакля: 1) современные проблемы в обществе — одиночество, алкоголизм, преступность; 2) личные переживания молодых людей, связанные с взрослением; 3) отношения в семье.
В моноспектакле режиссёру удаётся раскрыть характеры трёх важнейших персонажей. Главная роль в постановке отведена не Раскольникову, а Соне Мармеладовой — история рассказывается её глазами. Через переживания персонажей Юутинен обращается к зрителю, обнажая острые проблемы современного общества и человека.
Проведённый анализ позволил сделать вывод: спектакль финского режиссёра фокусируется на современных социальных проблемах в отличие от романа Достоевского, в котором центральная роль выделяется христианству. Данное исследование доказывает актуальность образов Достоевского сегодня, а спектакль позволяет по-новому взглянуть на обозначенные автором проблемы в контексте современности.