XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Специфика выделения тем русского рассказа первой трети XX в.

Маргарита Александровна Кирина
Speaker
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен теоретическим и методологическим аспектам создания тематической базы данных на материале Корпуса русских рассказов первой половины XX в. Особое внимание уделяется специфике тематизации и, в частности, способам разложения художественного произведения на тематические элементы. Предлагаемый взгляд на проблему экспликации темы, сочетающий в себе литературоведческие и квантитативные подходы к анализу текста, позволяет рассматривать ее как внетекстологический фактор, свидетельствующий о социально-идеологических изменениях, происходивших в стране в начале XX в.

Summary

Тематическая разметка корпуса художественных текстов представляет собой непростую задачу в первую очередь потому, что определение темы и извлечение ее из текста напрямую зависит от выбранной методологии исследования. Как правило, для создания списка тем в компьютерной лингвистике обращаются к тематическому моделированию. Однако этот способ, хотя и отвечает практическим требованиям, лишь отчасти затрагивает те теоретические проблемы, которые лежат в основе самого понятия «тема». В рамках же данного исследования предлагается комбинирование квантитативных и литературоведческих подходов к тексту. Выработанная методология должна стать теоретической основой для создания полноценной тематической базы данных русского рассказа первой трети XX в. и будет апробирована на материале одноименного корпуса.
Специфичность формулирования темы произведения обуславливается в первую очередь художественным преобразованием, которое претерпевает объективная реальность, разворачиваясь в сюжет литературного произведения. Актуальность произведения, как правило, обеспечивается автором с помощью обращения к злободневным темам и вопросам своего времени. Благодаря этому о тексте можно судить как о результате творческой интерпретации автором действительности, причем осуществляемой на разных уровнях эксплицитности. Таким образом, тематика художественного произведения, выступая ключевым семантическим компонентом, на реализацию которого направляются все его составляющие, является свидетельством о том культурно-историческом контексте, в который текст идейно встраивается. 
При этом стоит отметить, что необходимо выделение не только конкретно-исторических тем, но и вечных тем (напр., темы любви, дружбы, смерти), так как обращение к ним или отказ от них также может служить характеристикой рассматриваемого периода в истории литературы. Сочетание нескольких принципов формулирования тематики произведения дает возможность включить в выборку для базы данных тексты не только известных и довольно «каноничных» для русского читателя авторов (И. А. Бунин, М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.), но и «забытых».