49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Голосовое сообщение как новая речевая технология для удобной коммуникации

Альбина Владимировна Каминская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Устно-письменная форма, компьютерно-опосредованная коммуникация, комфортное взаимодействие, веб-жанры, голосовое сообщение.

Тезисы

Сегодня невозможно представить повседневное общение без использования Интернета, который создал уникальное коммуникативное пространство, где человек может выбирать тип общения, соответствующий его целям и мотивациям: чат, смс, видео-звонок, блог, форум, влог и т. д. (Лысенко С. А., 2010). Социолингвистика проявляет все больший интерес к исследованию Интернет-коммуникации, которая быстро развивается и создает новые возможности, жанры и виды общения. Важное место в этой парадигме принадлежит голосовым сообщениям, которые набирают популярность благодаря удобству в использовании. На сегодняшний день эта функция доступна во всех самых распространенных мессенджерах и социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Whatsapp, Viber, Telegram). Цель моего сообщения — рассмотрение социальной и психологической мотивации к использованию голосовых сообщений. В ходе анализа материала в размере 100 голосовых сообщений людей разного возраста (18–60 лет), пола, рода деятельности (студенты, рабочие, офисные сотрудники, фрилансеры и др.) было обнаружено разнообразие речевых жанров, таких как диалог и монолог, личный дневник, построенный на отрывках записанной информации, обсуждение конкретных сюжетов (поделиться эмоциональными впечатлениями или серьезная беседа, тщательно оформленная средствами лингвистической вежливости, чтобы установить комфортную обстановку с адресантом). Коммуникативный анализ также был выполнен с помощью опроса об отношении авторов к этому виду коммуникации.