49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

«Мужчина» и «женщина» в эпоху постмодерна: на материале творчества Эльфриды Елинек

Елена Александровна Придорогина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Елинек, женственность, гендерный стереотип.

Тезисы

Доклад посвящен анализу понятия «новой женственности» в творчестве Э. Елинек. Материалом исследования служат, прежде всего, пьесы Елинек («Что случилось после того, как Нора ушла из дома» (1979), «Болезнь или современные женщины» (1987), «Die Straße. Die Stadt. Der Überfall» (2012), а также отдельные эссе, например, «Körper und Frau» (2001).
В центре внимания автора доклада — изменения, произошедшие в соотношении гендерных сил начиная с прошлого века, и их отражение в творчестве Э. Елинек, традиционно считающейся феминистским автором. В литературе постмодерна гендерное противостояние достигает своей кульминации: мужской дискурс ищет возможность взять реванш, а женский, согласно Елинек, преодолев влияние феминизма, «открывает» для себя «новую женственность» — возвращается назад к исконным женским ценностям. Елинек интерпретирует понятие «новой женственности» как попытку вовлечь женщину в очередную гендерную игру, в которой стандартные женские уловки служат средством восстановления привычных гендерных стереотипов — доминирования «мужского» и объективации «женского». Задачей доклада является анализ понятия «новой женственности» в драматургии Елинек как общечеловеческой (а не сугубо «женской») проблемы. Интерес представляет также «двойное существо» — персонаж, с помощью которого Елинек в своих пьесах пытается найти равновесие между «мужским» и «женским».
Попытка проанализировать творчество Елинек с точки зрения гендерной проблематики поможет выявить новые интерпретационные ходы для дальнейших исследований, что составляет актуальность предложенной для доклада темы.