49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Nye poj krassavitza pri mnye… Русская камерно-вокальная лирика в интерпретации иностранных певцов: от прононса к смыслу

Александр Владимирович Наумов
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Ключевые слова, аннотация

Русский язык как иностранный, русский романс, вокальная дикция, теория музыкальной интонации, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов.

Тезисы

Пение на иностранном языке — задача для современного вокалиста привычная и повседневная, но от того не менее трудная. Музыкально-стилевые проблемы, связанные с английской, итальянской, немецкой, французской и т. д. языковыми спецификами, издавна являются «общим местом» в рассуждениях музыковедов, критиков и педагогов; традиционно слабы в этом отечественные певцы, чему имеется ряд причин, о которых также немало сказано и написано. Тема настоящего сообщения посвящена ситуации «зеркальной»: на протяжении последних лет все чаще можно слышать звучание русской музыки с оригинальным текстом, но в исполнении зарубежных (европейских, американских, азиатских) артистов, зачастую не менее уязвимых в отношении владения словом и по-своему преодолевающих языковой барьер. В основном речь идет об опере — творения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева прочно вписаны в мировой репертуар, однако, внимание иностранных певцов привлекает и сфера камерного музицирования, преимущественно романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Именно в этом жанре, требующем (в отличие от оперы с ее «крупным штрихом») максимальной исполнительской детализации, проступают, на наш взгляд, и достоинства, и недостатки каждого вокалиста, а заодно высвечивается специфика как самого русского языка, так и отечественной музыкальной классики в ее многообразных и многозначных связях с поэтическим словом. При прослушивании новейших записей находится подтверждение целому ряду более ранних исследовательских догадок (см. труды В. А. Васиной-Гроссман, Е. А. Ручьевской, И. В. Степановой и др.), а в крупном плане дополняется и аргументируется теория интонации Б. В. Асафьева, альфа и омега русского музыкознания не только в этой, но и в иных областях музыкального искусства.