47th International Philological Research Conference

Квадрат в кинематографе: бутафория и метафора

Светлана Александровна Мартынова
Speaker
старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

129
2018-03-22
18:30 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Квадрат; художественный образ; киноповествование;  структура; метафора; муляж.

Summary

Квадрат в отечественном и мировом кинематографе в качестве художественного образа, сюжетообразующего приема и способа повествования актуализируется с середины XX в., что связано с распространением идей структурализма за пределами лингвистики и литературоведения. Интерес кинематографа к квадрату выявляет в нем следующие функциональные признаки. Во-первых, квадрат обладает способностью быть структурой, т.е. такой целостностью, которая сохраняет устойчивость при трансформациях и преобразованиях, что позволяет квадрату выступить в качестве способа повествования, как, например, в фильме П. Гринуэя «Реконструкция вертикальных объектов». Во-вторых, представляя собой преимущественно культурное явление, квадрат является объектом структурного анализа, обращающегося к   упорядоченному природному. Эта позиция представлена в работах режиссеров, которые через квадрат противопоставляют природу и цивилизацию (П. Гринуэй, Р. Эстлунд). В-третьих, квадрат как символическая фигура с равными сторонами визуализирует идею структурализма, что человек находится во власти специальных механизмов представления, объяснения и подчинения. Так, в качестве художественного образа квадрат показывает человека в условиях утверждаемого социумом порядка, основанного на общественном договоре о равенстве, взаимопомощи и допустимых способов действия. Рассматриваемая позиция объединяет большинство фильмов, обращающихся к фигуре квадрата, среди которых отечественный кинематограф середины XX в. («Случай в квадрате 36-80»), фильмы французской «новой волны» («400 ударов», «Лифт на эшафот», «Банда аутсайдеров»), такие фильмы XX в. как «Малышка на миллион», «Гарри Поттер и философский камень», «Квадрат» и другие. Муляж порядка оспаривает способность квадрата быть метафорой равенства и соответствующих ему правил поведения.