47th International Philological Research Conference

Модель «вложенных сознаний». Анализ фильма «Идиот» И. Пырьева.

Роман Максович Перельштейн
Speaker
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

129
2018-03-22
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

cознание; медленное чтение; кинематограф; автор; герой

Summary

Высшую инстанцию сознания Сократ называет разумом, и, разделив сознание на уровни, именует этот уровень надындивидуальным. Разум никак не связан с полученным извне готовым знанием. Разум черпает знание о самом себе и о мире из таких глубин самого себя, где сначала заканчивается мир, а затем и сам разум. Разум - это состояние ума без ума или как выразился бы индусский джняни состояние без эго. Русская религиозная философия будет говорить об этом состоянии сознания как о «творчестве сверхличных ценностей», а современная западная гуманитаристика, вышедшая из под влияния  Фрейда и переосмыслившая в трансперсональном ключе наследие Юнга, назовет область знания, которая граничит с мистическим опытом, «вечной философией». Параллель между Божественной сферой сознания и сократовским Разумом представляется вполне оправданной, что позволяет говорить о «Божественной сфере» в контексте не только древнегреческой философии и христианства, но и ведического знания. 
Итак, высший образ всякой вещи инспирирован сферой Божественного сознания. Пропущенный через сознание автора высший образ вещи превращается в образ, ставший вещью. Таков, например, герой Ф.М. Достоевского князь Мышкин, таков созданный на экране Ю. Яковлевым его герой в экранизации «Идиота». Сфера сознания героя является третьим элементом художественной вселенной. «Работая» с художественной тканью фильма И. Пырьева «Идиот» (Настасья Филипповна)» мы изучим взаимосвязь трех сфер единого Сознания и предпримем попытку доказать актуальность такого подхода при анализе духовной проблематики киноискусства.