47th International Philological Research Conference

Уровневый подход к описанию дискурсивной компетенции: принципы отбора стратегий и тактик для уровня В2 в аспекте РКИ (на примере общественно-политической сферы)

Ирина Александровна Гончар
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-22
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

дискурсивная компетенция; уровень В2; стратегии и тактики; русский как иностранный

Тезисы

Уровни владения РКИ описаны в регламентирующих документах, однако составляющие коммуникативной компетенции должны уточняться, детализироваться в соответствии с задачами обучения. Для уровня В2 среди требований к владению коммуникативной компетенцией дискурсивная начинает играть главенствующую роль, поскольку именно на этом уровне владение иностранным языком определяется способностью понимать и порождать тексты. Для отбора стратегий и тактик, являющихся единицами обучения, предлагается 4 принципа. Тематический. Так, тексты общественно-политического характера формируют дискурс, который отражает два типа отношений: человек и государство, человек и общество. Жанровый. В текстах общественно-политической сферы реализуются две функции языка: информирующая и воздействующая, которые можно представить в соотносимых жанрах: программа партии, кандидата в президенты – представление общественного движения; предвыборная речь кандидата – листовка с призывом к акции; ежегодная итоговая пресс-конференция президента – отчет о проделанной работе. Стратегический. Для формирования дискурсивной компетенции уровня В2 в качестве содержания обучения должны быть отобраны такие стратегии и тактики, которые имеют эксплицитные (по преимуществу) средства языкового выражения. В качестве основы для отбора стратегий для уровня В2 предлагается использовать классификацию, опирающуюся на модель речевого общения (адресант-сообщение-адресат), и выделить: стратегии презентации (адресант), стратегии актуализации сообщения и стратегии, направленные непосредственно на адресат (контактоустанавливающие и волеизъявительные). Тактический. Тактики реализации этих стратегий будут определяться непосредственно условиями общения и кодом (устный/письменный), что позволит учесть функционально-стилевую вариативность языковых средств, владение которыми является обязательной составляющей дискурсивной компетенции на уровне В2.