47th International Philological Research Conference

Художественная речь: стиль или функциональная разновидность речи?

Владимир Иванович Коньков
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-22
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Функциональный стиль; функциональные разновидности речи; индивидуальный стиль; художественная речь; образность

Тезисы

Главной отличительной особенностью художественной речи является образность, способность создавать образы. Основу образа составляет изображение, которое приобретает статус образа лишь в том случае, если создается как реализации того или иного концептуального начала. Исследователи анализируют идейное содержание образа, речевые приёмы его создания. Своеобразие речевой манеры писателя видится в особом сочетании и употреблении приёмов. При таком подходе речевое творчество всех писателей уравнивается на основе способности создавать образы. Соответственно, художественная речь встаёт в один ряд с другими функциональными разновидностями речи, которые принято называть функциональными стилями. Однако понимание художественной литературы как способа познания мира, наряду с научным знанием, требует от нас другого подхода. В основу изучения художественной речи в этом случае должна быть положена категория индивидуального стиля, а также и стиля литературного направления. Стиль в этом случае целесообразно рассматривать как когнитивную категорию, как особый способ познания мира, проявляющийся в особенностях речемыслительной деятельности писателя. Именно сам речемыслительный процесс писателя является актом познания, а созданные им в художественном произведении образы — это уже второй ярус анализа художественного текста. Так, художественная специфика стиля Л. Н. Толстого мотивирована исторически обусловленным опытом работы со словами с предметным значением в аспекте их референтной соотнесённости. В этом же аспекте, но принципиально в ином виде предстаёт стилистическая специфика писателей натуральной школы. На основе семантического отождествления сущностей живого и неживого мира выстраивается концептуальная основа некоторых произведений А. П. Платонова.