XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Женская антиутопия XXI века

Ольга Сергеевна Дернова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2017-04-21
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринимается попытка анализа проблемы «феминного письма» в антиутопии XXI в. на материале произведений Л. Оливер «Делириум» и М. Этвуд «Рассказ служанки» в сравнении с «мужскими» антиутопиями XX в. Дж. Оруэлла, О. Хаксли. Внутренний мир героя в «женской» антиутопии является тем центром, где сосредотачиваются все его помыслы. «Мужское» же мировосприятие через героя наиболее полно рисует перед читателем завершенную картину власти и общества. Таким образом, женская антиутопия позволяет по-иному взглянуть на проблему трагического существования человека в несовершенном мире.

Тезисы

XX век породил выдающихся писателей-антиутопистов, таких как Дж. Оруэлл («1984»), О. Хаксли («О дивный, новый мир»). В произведениях этих авторов мы находим отражение маскулинного взгляда на мир несовершенного будущего. XXI век позволяет нам по-новому взглянуть на жанр антиутопии, проанализировав его воплощение в женских романах-антиутопиях на материале произведений Л. Оливер «Делириум» и М. Этвуд «Рассказ служанки». Главное действующее лицо и повествователь в романе Оливер — это девушка-подросток, которая только готовится вступить в новое общество в качестве его полноправного гражданина и имеющая лишь смутное представление со слов других людей о том, каким мир был прежде. Героиня Этвуд — молодая женщина, жизнь которой поделена на две половины: ранняя молодость, которая прошла при старом режиме, и та новая реальность, в которой она очутилась теперь. При этом женское письмо – не просто текст, написанный женщиной, он обладает рядом особенностей, которые отличают его от мужского мировосприятия.
Основным нашим наблюдением по прочтении вышеуказанных романов стало следующее утверждение. Если маскулинный способ мышления исходит из внутреннего мира героя и рассеивается во внешнюю среду, объясняя и поясняя её, то феминный взгляд направлен на внутренние эмоции и чувства героя, объясняя и описывая внешний, объективный мир лишь постольку, поскольку это требуется для объяснения внутреннего мира героя, оправдания его мыслей и поступков. Так, к примеру, Оруэлл и Хаксли рисуют в своих произведениях цельную, законченную картину власти и общества, которую реконструирует главный герой, пропуская через собственное сознание. Бернанд Маркс, Уинстон Смит открыты миру, как бы проецируют себя вовне. В то время как Лина и служанка Фёдорова замкнуты в себе, в своих переживаниях, имманенты. Прочитав их историю, читатель не сможет построить у себя в голове цельную картину мира, в котором живут эти герои, институт власти и устройство общества. В то же время образы героинь как бы приближаются к читателю, раскрываются перед ним во всех оттенках переживаемых чувств.
Темы любви, семьи, брака, деторождения, женственности раскрываются, так или иначе, в каждом из упомянутых произведений, однако женская антиутопия не просто вписывает их в контекст общественного устройства, но делает эту тематику центральной для мира антиутопии в целом. Язык такого рода текстов чувственный, множественный, зачастую не подчиняется логическим законам, ищет новые смыслы и значения.
Феминное письмо, таким образом, расширяет границы повествования, выходит за пределы мужского способа мышления, устоявшихся в культуре стереотипов и наделяет художественный мир произведения новыми концептами и значениями, позволяя женщине идентифицировать себя в мире.