46th International Philological Research Conference

Прикладные подходы к изучению процессов современной социальной и массовой коммуникации

Любовь Геннадьевна Антонова
Докладчик
профессор
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

194
2017-03-17
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Поликодовый дискурс массовой коммуникации, медиаграмотность, языковая личность.

Тезисы

Наши прикладные исследования раскрывают комплексную семиотическую природу собственно лингвистических, коммуникативно-лингвистических и жанровых явлений речевой среды в условиях поликодового дискурса массовой коммуникации. Нами определены подходы к проведению серии прикладных исследований по изучению актуальных процессов социальной и массовой коммуникации. Потребностно-информационный подход к коммуникации и коммуникативной деятельности предполагает учет фактора адресата и фактора целевой аудитории; прагматико-ориентированный подход к описанию коммуникативной практики и ее продукта рассматривает приоритетные позиции содержательно-прагматической информации в реализации дискурсивных отношений; медиацентрированный подход к описанию процессов и продуктов массовой коммуникации реализует исследовательский интерес к медиаконтексту и медиаресурсам и социальной функции массовой информации; человекоцентрированный (реципиентный) подход позволяет целенаправленно и детализированно исследовать потребительские предпочтения масс-медийного дискурса.  Предложено и обосновано как одно из ведущих — понятие медиаобразования, которое охарактеризовано как непрерывный процесс социализации и самообразования человека под воздействием средств массовой коммуникации. При изменившихся условиях «транспортировки» и особенностях «потребления» коммуникативных продуктов, можно говорить и о новом наполнении понятия медиаграмотность современной языковой личности. Оно включает не только определенную сумму знаний о принципах, методах и методиках современной коммуникации, но и медийную компетентность как владение набором специальных инструментальных техник, позволяющих оценить качество информационного медийного продукта и сформировать образ коммуникативного сознания современной языковой личности.