46th International Philological Research Conference

Характеристика коммуникативной компетенции в области говорения: текстовая составляющая

Любовь Григорьевна Беликова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2017-03-13
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Коммуникативная компетенция, текст, структура  текста, динамика усложнения, интенции.

Тезисы

При определении уровня коммуникативной компетенции считаем необходимым выделить основополагающие признаки текста: функционально-смысловые типы текстов, характеристики текстов с точки зрения цельности, связности. На уровне В1 объем продуцируемого текста составляет не менее 25 фраз. Превалируют высказывания репродуктивного типа, творческие высказывания по предложенным моделям. Типы текстов: описание конкретных объектов; описание действий; повествование о событиях повседневной жизни. Рассуждение представлено в элементарной форме: выражение мнения, предпочтения. Связность текста на этом уровне обеспечивается преимущественно союзами, союзными словами, которые демонстрируют временные, причинные, условные отношения частей текста. На  уровне В2 уровнеобразующим типом текста является текст-рассуждение с элементами описания и повествования. Усложнение идет по типу объекта описания. Диалог приобретает форму свободной беседы, где происходит обмен мнениями, отстаивание мнения, приводится развернутая аргументация и т. д. Особые требования предъявляются к связности текста, средству актуального членения предложения и тема-рематической организации текста. Уровнеобразующий тип текста на уровне С1 — монолог, построенный на взаимопроникновении всех типов речи с преобладанием рассуждения и оценки. Порядок слов — стилеобразующее средство. Уровень С2: тип текста — научное выступление, лекция, рецензия. Текст совмещает в себе «первичный» текст (изложение собственной позиции, задающей цельность текста) и «вторичный» текст (интерпретация других научных положений, анализ научной литературы). Текст содержит различные способы выражения мнения, ссылки на источники информации, критические замечания, рекомендации, предположения.