46th International Philological Research Conference

Интерпретация мифа о грехопадении в романе Мэри Шелли «Вальперга»

Ирина Николаевна Павлова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2017-03-20
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Мэри Шелли, «Вальперга», притча, грехопадение, исторический роман.

Тезисы

Роман Мэри Шелли (1797–1851, Shelley) «Вальперга» («Valperga», 1823) долгое время оставался незаслуженно забытым. Только в конце XX в. критики и читатели осознали, что многие темы, затронутые писательницей, актуальны и сегодня.
Изначально М. Шелли намеревалась написать исторический роман в традиции В.Скотта. Однако в ходе написания большую роль в тексте стала играть мифологическая составляющая. Роман о становлении тирана превратился в притчу.
Важное символическое значение в тексте романа имеет замок Вальперга. Это место воплощает спокойствие и равновесие. Многочисленные аллюзии на произведения Мильтона и Данте подчеркивают сходство Вальперги с Эдемом. Три главных героя романа, Каструччо, Эвтаназия и Беатриче, оказываются отторгнуты от Вальперги по разным причинам: Каструччо обожествляет собственную силу, Беатриче — своего возлюбленного, Эвтаназия — свои принципы.
Изначальную слабость человеческой натуры доказывает и тот факт, что Вальперга все же является не настоящим Эдемом, но творением несовершенных человеческих рук. В итоге замок становится поводом для политических распрей, и солдаты Каструччо превращают его в груду развалин.
Идея человеческой греховности и неспособности сделать правильный выбор роднит роман с другими произведениями М. Шелли. Хронологически и тематически «Вальперга» занимает промежуточное место между романами «Франкенштейн» в первом издании («Frankenstein; or, the Modern Prometheus», 1818) и «Последний человек» («The Last Man», 1826). Если «Франкенштейн» — интерпретация мифа о творении, а «Последний человек» — мифа о разрушении, сюжет «Вальперги» можно считать вариантом мифа о грехопадении.
Таким образом, роман «Вальперга» является важным этапом в построении писательницей собственной философской, мифологической и эстетической системы.