46th International Philological Research Conference

Игра слов и игра смыслов в поэтическом сборнике Джеймса Джойса Камерная музыка

Ольга Андреевна Делазари
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2017-03-18
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Зарубежная литература, Великобритания, камерная музыка, Джойс, игра.

Тезисы

Первый стихотворный сборник Д. Джойса (Joyce) «Камерная музыка» («Chamber Music, 1907») стал и первым опубликованным произведением писателя. К «Камерной музыке» автор подошел как к своего рода эстетической лаборатории, где экспериментировал с различными стилями, формами и способами выражения. Уже в выбранном Джойсом названии явственно прослеживается игра слов: «Камерная музыка» в качестве названия сборника стихов с одной стороны обусловливает преобладание ритмических и мелодических штрихов над смысловым наполнением и словесной структурой, с другой стороны, сублимировано связывает название с использованием ночного горшка (chamber pot) и журчанием мочи. Подобная словесная игра, как нельзя лучше отвечающая тяге Джойса к сочетанию несочетаемого, вычленению разноуровневых и стилистически разделенных смыслов, прослеживается как в макроструктуре сборника, так и в отдельных стихотворениях. Неопределенность времени и пространства, обстановки, нечеткое обозначение характеров и их взаимодействия и общепринятых тем и образов в «Камерной музыке» раздвигает рамки лирико-биографической условности, добавляет к беспристрастному эффекту модернистское переосмысление слова-символа в мифопоэтическом ключе. Включение сборника в обширнейший литературно-эстетический контекст посредством излюбленной Джойсом практики цитирования, остроумных стилизаций, пародийных форм и других интертекстуальных методов, направленных на пересмотр общепринятого воображаемого наследия, отвечает авангардистской эстетике и также сближает его лирику с аллегорической чувствительностью неоплатонизма, нашедшей отражение в «поэтике неясности» (poetics of obscurity) писателя, основанной на концепции смысла как чего-то, что нужно ухватить, проникнув сквозь поверхность слов, чтобы расшифровать скрытый под ними смысл.