46th International Philological Research Conference

Нарратор-персонаж как первоисточник «эмоционального заражения»

Александр Алексеевич Пронин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2017-03-22
13:40 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

Документальный фильм, персонаж, нарратив, автор, зритель.

Тезисы

В процессе работы над документальным фильмом автор сопереживает повествующему персонажу и подсознательно рассчитывает вызвать подобный психологический эффект у зрителя, отбирая для фильма соответствующие нарративные высказывания. Первое психологическое действие происходит неосознанно — Д. Герман определяет этот процесс с помощью древнегреческого понятия «квалиа»; второе включает в себя и авторскую интенцию, и опыт управления наррацией: точно оценив потенциал воздействия микроистории нарратора-персонажа на восприятие сопереживающего зрителя, автор включает ее в нужный контекст. Данный процесс предлагается квалифицировать как «эмоциональное заражение» нарративом. Он происходит непосредственно в акте коммуникации: персонаж-автор-зритель. В плане эффективности воздействия наррация эмоций в фильме зависит как от содержания реальной истории персонажа, так и от его «нарративного умения» транслировать опыт на автора/зрителя, а также от умения автора фильма «включать» механизмы сопереживания, используя интермедиальные возможности публицистического кинотекста.