46th International Philological Research Conference

Коммуникативные задачи, референциальные фреймы и синтаксические модели: к вопросу о факторах, определяющих языковой облик текста

Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

кинозал
2017-03-16
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Русский язык, функционально-коммуникативная грамматика, порождение текста, репродуктивный регистр, синтаксис.

Тезисы

Современная объяснительная синтаксическая теория должна гармонично сочетать когнитивный подход с коммуникативным, однако задача согласованного объяснения механизма порождения предложения и текста и их внешней структуры еще не решена. В докладе эта задача решается на материале русских репродуктивно-описательных текстов, порождаемых говорящими в экспериментальных условиях по квазикоммуникативному заданию «Опишите Х». Различия между текстами, которые порождают респонденты при одинаковом задании и одинаковом референте, могут быть а) систематизированы (и даже предсказаны); б) объяснены через сложное взаимодействие субъектно-объектных факторов, влияющих на выбор и сочетание языковых средств. Эти факторы параллельно или последовательно действуют на разных этапах порождения высказывания: от этапа постановки коммуникативной цели (собственной или внешней, коммуникативной или квазикоммуникативной) и предшествующего вербализации этапа когнитивной интерпретации описываемого объекта/сцены до этапа, на котором мысль говорящего собственно облекается в языковую форму, — и включают, например, разное понимание респондентами задания «описать объект», степень знакомства говорящих с референтом, разную ориентацию на адресата, различия в индивидуальных лексиконах и т. п. При этом можно предположить, что одна и та же языковая черта текста (например, использование эгоцентрических локализаторов типа Передо мной или неэгоцентрических типа У стены в описаниях пространства; способ категоризации и приоритизации объектов в сцене; полнота/неполнота предложений и др.) может возникать под действием разных факторов. На основе выявленных связей между когнитивными и коммуникативными факторами и языковым обликом текста возможны анализ и коррекция ошибок, возникающих при текстопорождении.