46th International Philological Research Conference

Иностранный язык как учебная дисциплина в русскоязычной аудитории

Лариса Алексеевна Артемьева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Анжелика Алексеевна Никитина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2017-03-14
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Учет и роль родного языка в процессе обучения иностранному, родной язык как способ семантизации предъявляемого материала.

Тезисы

Обучение любому предмету предполагает решение двух основных задач — чему учить и как учить, которые в методике преподавания иностранных языков неизбежно объединяются в одно целое. Для успешной реализации первой составляющей необходимо четко определиться со второй. Дискуссии об этом ведутся с тех пор, как иностранный язык стал учебным предметом, особенно интенсивно с конца XIX в., когда лингвистов стали занимать вопросы методики и поисков более совершенных способов обучения. Вопрос «чему и как» решался по-разному в зависимости от многих факторов, среди которых социальный заказ и потребности общества играли не последнюю роль. Особенно много споров вызывал и продолжает вызывать вопрос об использовании родного языка в качестве посредника при обучении иностранному. Оппозиция «грамматика или коммуникация», сохранявшаяся долгое время из-за неоправданного отождествления владения устной речью с практическим владением языком, не является более актуальной. Однако обучение иностранному языку с опорой на родной по-прежнему ассоциируется с безнадежно устаревшим методом, неэффективность которого аргументируется, в частности, тем, что это затрудняет формирование коммуникативных навыков и умений. В докладе подробно рассматриваются аргументы сторонников прямого метода в свете современных лингводидактических тенденций.