46th International Philological Research Conference

Телесность: оппозиция внешнего и внутреннего в динамике сюжета

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

129
2017-03-22
13:10 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Телесность, персонаж, сюжет, внешнее пространство, внутреннее пространство.

Тезисы

Автономность персонажа в динамике сюжета относительна. Особый интерес для исследования представляют произведения, в которых персонаж и пространство взаимозависимы, а тело персонажа при этом представляет собой подвижную мембрану, которая сама по себе подвержена необратимым изменениям. Герой может присваивать себе пространство, заполняя его следами своего существования, передавить в подарок вписывая в него другого персонажа. Внутренние трансформации героя,  могут вызывать трансформацию окружающего его мира. Подобная динамика лежит, например, в основе сюжета фильма И. и Дж. Коэнов «Бартон Финк». Герой оказывается частью виртуально реальности,  картинки висящей у него на столе, внешний же мир для него утрачивается. Напротив герой фильма Л. Висконти «Людвиг» пытается менять внешнее пространство в соответствии с идеалом, живущим в его душе. Он убежден, что такое пространство гармонизирует живущих в нем подданных. Однако усилия Людвига разрушают его оболочку. Динамика сюжета строится в картине на истончение телесной оболочки Людвига, ее болезненной деформации.