45th International Philological Research Conference

Концепт как основание структуры русского литературоведческого эссе 1980–2010-х гг.

Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2016-03-17
18:30 - 18:45

Ключевые слова, аннотация

Исследование речевых тактик русского литературоведческого эссе (Л. Я. Гинзбург, Д. С. Лихачева, М. Эпштейна, Б. П. Бака, П. В. Басинского, А. Арьева и др.) выявляет динамику изменений способов реализации авторской интенции в указанный период. Результаты анализа позволяют предположить, что при сохранении основных речевых тактик, составляющих жанровое ядро, литературоведческие эссе разного периода разнятся адресацией, формой, когнитивным основанием рефлексии и способами аргументации, что свидетельствует о тенденции к изменению общей стратегической установки взаимодействия автора с читателем.

Тезисы

Эссе является одним из сложных речевых жанров, имеющих высокую степень вариативности по нескольким показателям: тематике, стратегической установке и форме. В отличие от академического (учебного) эссе, имеющего жесткую структуру аргументации основного тезиса, эссе, существующие в пространстве культуры, структурно детерминированы лишь течением авторской рефлексии и стереотипами развития основной идеи, принятыми в социуме. Общие черты эссе, принадлежащих к одной сфере речевой деятельности, заключаются в ориентации авторов на осмысление концептов одного и того же типа в соответствии с традиционно закрепленным перечнем стратегических установок жанра. Определение типа основания рефлексии является результатом фрагментации произведения на отрывки, референтно соотнесенные с одним их компонентов поля концепта. Так, например, эссе А. Вознесенского «Юрий Казаков» повторяет структуру поля концепта писатель: описание внешности, характера, тематики творчества, авторского стиля, судьбы произведений, итога жизни. Результаты исследования концептуального основания литературоведческих эссе свидетельствует о том, что в 1980-е гг. более традиционной является ориентация автора на рефлексию относительно концептов-гештальтов (таких, как произведение, литературное направление, жанр и т. п.). В 2000-е гг. авторы эссе все чаще выходят за рамки описания статичного гештальта, анализируя объект в контексте диалектики его бытия внутри определенной ситуации. Подобные эссе являются ориентированными на рефлексивное осмысление концептов-фреймов (таких, как беседа, встреча, ситуация смены направления/стиля и т. п.). Эссе, в которых рассуждение автора касается ситуации, изменяющейся по определенному сценарию, в 1980-е и в 1990-е гг. встречается чаще, чем в 2000-е, однако в целом редки в силу своей сложности и большого объема.  Такими произведениями являются, например, эссе А. Арьева «Великолепный мрак чужого сада» 1999 г. или эссе Ф. Искандера «Моцарт и Сальери», написанное в 1987 г. Изменение когнитивной опоры литературоведческого эссе влияет на выбор стратегии реализации замысла: интенционно русское литературоведческое эссе меняется от реализации стратегии интерпретации фактов (как, например, в эссе Д. С. Лихачева) или трансляции (в эссе Л. Гинзбург) в сторону стратегии убеждения. Следствием данной тенденции является изменение приемов и лингвистических средств, формирующих речевые тактики. Возможность иронии, осуждения, увеличение частотности использования риторических средств и др. (как, например, в эссе Б. Рохлина, А. Битова и др.) свидетельствуют об изменении образа адресата в сознании эссеиста. Немаловажным фактором, способствующим указанным тенденциям, становится также постепенный отказ от оформления литературоведческого эссе как личного воспоминания.