45th International Philological Research Conference

Пословица в медийном дискурсе

Ольга Борисовна Абакумова
Докладчик
профессор
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

4-У
2016-03-16
14:45 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена проблеме функционирования пословиц в медийном дискурсе. Особое внимание уделяется описанию коммуникативных стратегий, используемых говорящим/ пишущим для достижения коммуникативного эффекта и роли пословиц в использовании этих стратегий. Предполагается, что медийный текст в большинстве случаев представляет собой результат социально-стратегического коммуникативного действия, который имеет целью манипулирование мнением читателя. Цель достигается за счет особой подачи материала и использования разных средств речевого воздействия.

Тезисы

В данной статье мы рассмотрим пословицу в газетном тексте, который представляет собой результат и дальнейший стимул обсуждения какой-либо темы в сфере массовой коммуникации с применением традиционно принятых или официально разрешенных дискурсивных практик и связанных с ними языковых средств. Традиционное для теории журналистики понятие «текст» ассоциируется в коммуникативной лингвистике с теперь уже основополагающим термином «коммуникативный акт». Выдающийся философ современности, занимающийся вопросами коммуникации, Ю. Хабермас предлагает дифференцировать собственно коммуникативный акт, целью которого является взаимопонимание, и стратегическое действие, ориентированное на успех, когда слушающего используют без учета его интересов. Стратегическое действие может быть как открытым, так и завуалированным, оно предполагает манипуляцию субъектами и продуцирование искаженного дискурса. Внутри стратегического действия выделяются асоциальный инструментальный акт и социально стратегический акт, каждый из которых ориентирован на успех. В. В. Хорольский и И. В Смотрова полагают, что медийный дискурс служит для связи других дискурсов, и в этом его специфика. На современном этапе развития масс-медиа главенствующими системообразующими признаками вербализованного публицистического текста В. В. Хорольский считает:
а) осознанную и часто явно выраженную авторскую цель;
б) информационно-ориентирующий и убеждающий (агитирующий) пафос высказывания;
в) внутреннюю диалогичность и полемичность публицистического текста, нацеленного на установление «обратной связи»;
 г) повышенную пафосность, непосредственно наблюдаемую бесспорную эмоционально-экспрессивную «планку» высказывания.
Автор доклада предлагает когнитивно-дискурсивную модель актуализации смысла пословицы в дискурсе для описания семантики и прагматики пословиц в разных типах дискурса (Абакумова 2012). В данной статье речь идет об использовании пословицы в дискурсе СМИ. Анализ употреблений пословиц в разных видах медийного дискурса с применением модели КДМ показал, что они являются средством реализации коммуникативных стратегий разного типа. Пословицы в медийном дискурсе используются преимущественно для достижения социально-стратегических целей, то есть привлечения внимания читателя к своей продукции, к изданию, в котором журналист аккредитован, через проблемы, затронутые в статье, которые, по мнению журналиста, должны привлечь внимание читающей публики, при этом журналист может быть честным человеком и искренне добиваться социальной справедливости. Социальный аспект является ведущим в данном стратегическом действии, когда журналист проявляет свои профессиональные способности и навыки.