45th International Philological Research Conference

Специфика представления авторства в типе текста

Дарья Евгеньевна Нифонтова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

205
2016-03-17
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В статье рассматриваются особенности языкового выражения категории «образа автора» как субъекта речи в типе текста «путевые заметки» на примере ранее не изученной рукописи немецкого дворянина Фридриха фон Грама, отражающей события плавания по проливу Большой Бельт в 1684 г. Особое внимание уделяется формам представления авторства (личностным, безличностным, личностно-безличностным) в контексте общих характеристик текста, эпохи его создания, целей и функций.

Тезисы

«Путевые заметки» — древнейший жанр литературы, представляющий интерес для исследования с позиций различных наук, в т. ч. исторической прагматики. Время фиксации воспоминаний о путешествии, предпринятом Фридрихом фон Грамом — начало XVIII в., Эпоха Просвещения, характерными признаками которой являлись интерес к научным описаниям неизведанного и одновременно выдвижение на первый план авторского я, личных переживаний и эмоций, полученных во время поездки. Данный факт ярко отражается в текстах «путевых заметок», автор и субъект речи которых совпадают. При этом автор персонифицирован, доминирует в повествовании и преследует цели самовыражения, а также воздействия на читателя. Субъект речи не обозначается текстуально только в статически-дескриптивных отрывках текста — описаниях местности, людей, традиций и т. п., в которых автор отступает на второй план, придавая тексту более объективный, научно-описательный характер. Среди языковых средств, выражающих авторское «я», преобладают личные и притяжательные местоимения и глагольные формы 1 л. ед., обилие лексики, передающей эмоции и переживания, субъективные оценки происходящего и т. п.