45th International Philological Research Conference

Эффективные средства формирования коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих на этапе предвузовской подготовки

Лилия Гайнанова
Докладчик
преподаватель
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского

215-а
2016-03-18
17:15 - 17:25

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования коммуникативной компетенции у иностранных военнослужащих, обучающихся на подготовительном курсе, с помощью дополнительных средств обучения РКИ. Делается вывод о том, что на данном этапе необходимо использование средств обучения, ослабляющих стресс, связанный со всеми видами общения на иностранном языке. Рассмотрены наиболее эффективные средства обучения РКИ, такие, как коммуникативные игры, подготовка и демонстрация курсантами тематических мультимедийных презентаций, работа с периодическими изданиями, демонстрация аутентичных видеофайлов.

Тезисы

В современной методике обучения РКИ коммуникативная компетенция (КК) по-прежнему является ведущей, и представляет собой способность решать актуальные для учащихся задачи и цели общения средствами иностранного языка. Формирование КК на этапе предвузовской подготовки осложнено, прежде всего, проблемой адаптации (биологической, социальной и коммуникативной) иностранных военнослужащих к изменившимся условиям жизни и учебной деятельности. В вязи с этим, наряду с традиционными средствами обучения и формами организации учебного занятия возможно использование дополнительных средств обучения РКИ, способных ослабить информационную перегрузку и организовать психологический и физиологический отдых непосредственно на занятии. В частности, коммуникативная игра — это игровая деятельность, при которой обучение языку становится не целью, а средством к выполнению игрового задания, что снижает стресс, связанный с учебной деятельностью. Такие задания должны опираться на наглядный материал (визуализированная лексика по определенным темам). Работа с картинками строится по концентрическому принципу: предмет → слово → словосочетание → предложение → текст. Подготовка и демонстрация тематических мультимедийных презентаций обучающимися также способствует значительной интенсификации занятий по РКИ и формированию коммуникативных навыков, основанных на личном социокультурном опыте («Моя страна», «Национальная кухня» и т. д). Данный вид деятельности на начальном этапе может быть построен по принципу «вопрос-ответ». Демонстрация аутентичных видеофайлов, представляющих собой единство зрительных и слуховых образов, вербальных и невербальных средств передачи информации, активно способствует развитию коммуникативных навыков иностранных обучающихся. В частности, предлагается демонстрация законченного фрагмента «Наваждение» из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Первоначально рекомендуется просмотр с русскими субтитрами с паузами и повторами каждой речевой фразы для аудирования, прочтения и полного её понимания. Знакомство с периодической печатью и постепенное привыкание к аутентичному тексту позволяет иностранным военнослужащим быстрее адаптироваться к реалиям социальной действительности. Газета как актуальный источник информации, отражающий последние новости в стране и в мире, вызывает активный интерес у обучающихся и даёт возможность включиться в коммуникативный дискурс. Таким образом, активное использование перечисленных средств обучения на уроках РКИ на этапе предвузовской подготовки способствует формированию коммуникативной компетенции, позволяющей, в первую очередь, научиться адекватной речевой реакции на внешние ситуации, развивать способность самостоятельно мыслить и принимать правильные коммуникативные решения, что наиболее важно на начальном этапе обучения РКИ.