45th International Philological Research Conference

Национальное кооперативное коммуникативное поведение: эпистемы, метаязык, инструментарий

Игорь Русланович Королёв
Докладчик
докторант
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко

195
2016-03-16
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В рамках представленной работы охарактеризован феномен национального кооперативного коммуникативного поведения, определяются его основные эпистемы, анализируется метаязык и инструментарий. В частности, рассматриваются методологические основы изучения национального кооперативного коммуникативного поведения, основные тенденции в методике его исследования. Особое внимание уделено описанию антропометрического метода как составляющей комплексной методики анализа национального кооперативного коммуникативного поведения.

Тезисы

Представляется возможным определить понятие национального кооперативного коммуникативного поведения следующим образом: совокупность норм и традиций кооперативного (неконфликтного) общения определенного этноса; типичное коммуникативное поведение, повторяющееся и характеризующееся использованием как стандартных, так и специфических (не)вербальных средств, в котором коммуниканты имеют одинаковые представления о коммуникативных целях друг друга или о взаимном распределении коммуникативных ролей, и между ними устанавливаются партнерские отношения (В. Кашкин, Н. Пономарев, Ю. Прохоров, А. Романов, И. Стернин, С. Тер‑Минасова, М. Томаселло и др.).
Описание национального коммуникативного поведения (кооперативного, промежуточного, конфликтного) является неотъемлемой частью страноведения (регионоведения), поскольку объединяет проявление специфических фактов речевого этикета, национальных традиций общения и т. д. (А. Павловская).
Основным обоснованным в комплексной методике анализа национального кооперативного коммуникативного поведения украинцев, русских и литовцев в нашем исследовании является антропометрический метод, предусматривающий получение знаний о языке и речи через обращение с различными вопросами и задачами непосредственно к носителям конкретной коммуникативной культуры.
Можно выделить две базовые разновидности (формы) антропометрического метода: опрос (анкетирование, лингвистическое интервьюирование) и социо-психолингвистический (свободный или направленный) эксперименты. В обоих случаях результаты так или иначе статистически обрабатываются, на основании чего делаются выводы о доминирующих тенденциях, ядерных и периферийных признаках языкового / речевого явления. Рассматриваем антропометрический метод как базовую составляющую комплексной методики анализа национального кооперативного коммуникативного поведения, которая состоит из следующих этапов, общепринятых в лингвокоммуникативистике (Ю. Прохоров, Е. Лазуренко, И. Стернин и др.): предварительного; верификации выявленных коммуникативных признаков; непосредственного описания кооперативного коммуникативного поведения представителя определённой лингвокультуры.