45th International Philological Research Conference

Актуализация пространства как форма интерпретации в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи»

Наталья Павловна Пинежанинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2016-03-15
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе дается анализ актуализации «пространства исполнения» К. Серебренниковым стихотворения И. Бродского «Конец прекрасной эпохи» как проекции поэтического текста на видеоряд. Тематический синкретизм пространства в документальной съемке обыденной жизни города и его поэтической оценке, развернутой в стихотворении И. Бродского, позволяет выделить специфические визуальные коды как элементы видеотекста и охарактеризовать способы соотнесения визуальных и поэтических репрезентаций предметного пространства повседневности как объекта культурной рефлексии и формы интерпретации поэтического текста.

Тезисы

Поэтический видеоклип репрезентирует поэтический текст в аудиовизуальной форме, при этом медийная репрезентация поэтического текста имеет собственный эстетический потенциал в интерпретации поэтического высказывания. Видеокадры, сопровождающие стихи, могут быть документальными, игровыми, анимационными или дигитальными. Использование приемов документального кино в поэтическом видеоклипе создает представление о биографическом или хроникальном модусе. В соположении с поэтическим текстом документальный видеоряд может стать как иллюстративным фоном, так и одним из концептуальных способов представления поэтических смыслов, усиливающих экспрессивность восприятия.
Визуализация пространства в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи» становится синкретическим аналогом риторически организованного текста. Оппозиция «метафорическое / непосредственное» нейтрализуется за счет проекции поэтического текста на фрагменты документального видеоряда, при этом  происходит деметафоризация или рефигурация поэтической метафоры, актуализирующая ее метонимические компоненты. Документальные съемки вписывают поэзию в рутинный быт, в результате чего создается ироническая полифония. Однако снятая в документальном жанре обыденность, благодаря поэтическому тексту и монтажу кадров по-новому семиотизируется, представляя собственные визуальные метафоры тупика, несвободы, механистичности жизни, цены и обесцененности вещей, при этом документальный видеоряд обращен, в большей степени, к бытовому сознанию зрителя и бытовой конкретности, в отличие от поэтического текста, насыщенного метафорами обобщенно-метафизического плана.