45th International Philological Research Conference

Учебно-методическое обеспечение военного профиля обучения

Елена Николаевна Тарасова
Докладчик
доцент
Военный институт физической культуры

215-а
2016-03-18
18:25 - 18:35

Ключевые слова, аннотация

Предметом рассмотрения является необходимость и возможность выделения отдельного военного профиля обучения учащихся-нефилологов. В статье также рассматриваются основания для выделения названного профиля как самостоятельного: наличие в системе подготовки офицеров учебных предметов, специфичных для военных специальностей, имеющих свой предмет описания, особенную структуру типового узкопрофильного текста, специфические синтаксические конструкции, свой тезаурус. Отмечается, что военный дискурс должен стать предметом специального изучения и описания в целях преподавания РКИ.


Тезисы

В настоящее время в научно-методической литературе по русскому языку как иностранному отсутствует единая классификация профилей обучения, их наименование и количество варьируется. Принято выделять гуманитарный, экономический, технический (инженерно-технический), медико-биологический, естественнонаучный, юридический профиль и др. Однако перечисленные профили охватывают не все категории иностранных учащихся нефилологических специальностей, получающих образование в России. В частности, вне поля зрения исследователей оказались учащиеся российских военных вузов. Хотя специфика военной деятельности, её структура, содержание профессиональной компетенции офицера, особенности военного дискурса, языковая личность офицера  неоднократно становились предметом рассмотрения и описания.
В силу своей ведомственной принадлежности Министерству обороны РФ военные учебные заведения занимают несколько изолированное положение в системе высшего профессионального образования  Российской Федерации. Но это не только не исключает, а напротив, вызывает необходимость выделения самостоятельного военного профиля обучения учащихся-нефилологов (внутри которого можно выделить подвиды: военно-технический, военно-медицинский, военно-спортивный и т. д.) Основанием служит наличие в системе подготовки офицеров учебных предметов, специфичных для военных специальностей,  имеющих свой предмет описания, особенную структуру типового узкопрофильного текста, специфические синтаксические конструкции, свой тезаурус.
Профиль обучения должен быть обеспечен соответствующей учебной и методической литературой: учебной программой, методикой преподавания, учебными комплексами и пособиями. Военный дискурс должен стать предметом специального изучения  и описания в целях преподавания РКИ.
Нередко учебные пособия для учащихся военных специальностей создаются под нужды конкретного вуза, имеют узко-профильный характер и не выходят за пределы того или иного учебного заведения. Вместе с тем практика показывает, что в настоящее время  на фоне многочисленной и разнообразной литературы, адресованной изучающим русский язык, недостаточно представлены пособия по обучению слушанию и записи лекций (в том числе — иностранных военнослужащих). Учебно-методический комплекс «Обучение слушанию и записи лекций иностранных военнослужащих» [Тарасова, Бубнова 2013] впервые в практике обучения учащихся военных специальностей представляет обучение названному виду учебной деятельности как методически целесообразно организованную систему.