45th International Philological Research Conference

Имя в смысловом поле стихотворения (онимы в поэзии О. Мандельштама)

Нина Васильевна Усова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

116
2016-03-17
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен изучению собственных имен с точки зрения их тексто- и смыслообразующей функции, в связи с вопросом о соотношении фонетики и семантики, о форме и содержании в поэзии О. Мандельштама. В ходе рассмотрения материала исследования звучание и семантика поэтонимов в индивидуально-авторском отображении реальности предстают как целое, а процесс творчества — как одновременный процесс звуко- и смыслотворения. Устанавливается роль выбора имен, их семантики и звучания для становления смысловой стороны конкретного стихотворения.

Тезисы

Год 125-летия со дня рождения Осипа Мандельштама является существенным поводом для обращения к наследию поэта, продолжающим вызывать желание читателей и исследователей перечитать и переосмыслить его. Доклад посвящен исследованию собственных имен в связи с проблемой соотношения фонетики и семантики, формы и содержания в поэзии О. Мандельштама. Анализ стихов с точки зрения ономастики предполагает понимание того, что имя и контекст выступают равноправно, являясь одновременно и «„органом“ и „полем“ смыслотворения» (М. М. Гиршман). Предполагая, что фонетическая структура поэтонима не просто участвует в создании параллелизма, а играет определенную роль в системе смысловых связей, в качестве гипотезы выдвигаем суждение, что ключом к пониманию взаимоотношения звучания и значения в определенных случаях служит поэтоним. Сам поэт испытывал трепетное отношение к слову, рассматривая его в духе акмеизма «как образ, то есть словесное представление», не разделяя на форму и содержание, на «значимость» и «звучащую природу» (О. Мандельштам: «О природе слова»). Слово, а следовательно, и имя, как образ — это «сложный комплекс явлений, связь, „система“» (О. Мандельштам). Особое внимание автора к имени возводит его на уровень, «где оно выступает как носитель высшего смысла» (В. Н. Топоров). Имена у Мандельштама — точки возникновения культурных реминисценций и коннотаций, общих для поэта и для образованного читателя, которому и адресован поток поэтических смыслов, синхронизированный особенным образом выстроенной органикой мандельштамовских стихов. Однако не все поэтонимы равнозначны, не все из них играют одинаково важную роль в семантике и поэтике. Не всегда имя определяет замысел, тему стихотворения. С этой точки зрения можно разделить поэтонимы на группы: имена поэтов как череда образов, создающих синхроничность мира, в котором живет и творит поэт; «особенные» топопоэтонимы, являющиеся пространственными ориентирами и одновременно средоточием глубинных смыслов; имена, звучание которых имеет отношение к шуму в природе, к подсознательному, инстинктивному вслушиванию; поэтонимы, выполняющие скорее роль обеспечивающих благозвучие и гармонию стиха и т. д. Слово, вызывающее рефлексии Мандельштама на тему имени, часто балансирует на грани оним — апеллятив, постепенно, шаг за шагом, высвечивая разные уровни своего не сразу постижимого смысла.