45th International Philological Research Conference

Роль метафоры и эпитета в рекламном тексте

Тяньи Гун
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2016-03-16
17:10 - 17:25

Ключевые слова, аннотация

Стилистические средства русского языка, косвенно выражающие побудительное значение в рекламе, многочисленны и разнообразны, среди них занимают немаловажное место метафоры и эпитеты. Эти средства часто сопровождаются оценочными коннотациями. Это важный момент, т. к. реклама — это текст, в котором должна присутствовать позитивная оценка рекламируемых товаров и услуг.

Тезисы

Стилистические средства русского языка, косвенно выражающие побудительное значение в рекламе, многочисленны и разнообразны, среди них особенно выделяются метафоры и эпитеты (они составляют 4,3% всех лексических единиц корпуса проанализированных примеров). Метафора — слово или оборот речи, которые используются для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства в переносном значении [Словарь литературных терминов 1925]. Метафора часто сопровождается оценочными коннотациями [Лингвистический энциклопедический словарь 1990]. Это важный момент, т. к. в рекламном тексте всегда представлена позитивная оценка рекламируемых товаров и услуг. Эпитет является образным определением, в котором заключается устойчивый отличительный признак изображаемого [Словарь литературных терминов 1925]. Одна из функций определения «описательно-распространительная: посредством определения предмет может получать дополнительную, часто оценочную, характеристику. Эта функция лежит в основе эпитета — образной характеристики» [Лингвистический энциклопедический словарь, 1990: 349]. Рекламодатели употребляют метафоры и эпитеты в своей рекламе, потому что эпитеты придают рекламе образность и выразительность, а метафоры выражают не прямое, а переносное значение, вызывая у потенциальных потребителей ассоциативные связи между рекламируемыми товарами и услугами и привлекательным образом жизни или даже счастьем. Благодаря широкому использованию эпитетов и метафор стратегия побуждения в рекламных текстах вербализуется стилистически выразительным, ярким, разнообразным образом и весь текст становится более мотивирующим к приобретению рекламируемого продукта. С помощью примеров из популярных периодических изданий далее рассматриваются конкретные результаты, к которым приводит уместное использование метафоры и эпитета в рекламных текстах. Материал показывает, что особенно высокой эффективностью использования характеризуется эпитет, в котором актуализируется прямое и переносное («Золотой стандарт защиты печени») значение имени прилагательного, особенно если образующееся словосочетание эпитет + имя существительное отсылает к национально-ориентированным прецедентным феноменам («гарантируем светлое будущее» в рекламе светодиодных лампочек). Метафора чаще всего позволяет передать потенциальному клиенту информацию о продукте с помощью минимального количества языковых единиц и при этом достичь эмоционального восприятия, что позволяет рекламодателю надеяться на запоминание нужной информации о продукте («Тауфон — восстановитель. Облегчите «пожар» в глазах!», реклама глазных капель). Обращение к рекламным текстам в рамках преподавания русского языка как иностранного позволяет познакомить учащихся с основными способами усиления выразительности.